Среда, 08.07.2020, 09:49
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



15:06
Будо.




Продвигаться в боевых искусствах —
развивать общую культуру.

О комплексе воинских умений, объединенных общим названием будо, или воинский путь. Одним из основных таких умений является искусство рукопашного боя — дзюдзюцу. В комплекс умений будо входят также фехтование на мечах и копьях, искусство стрельбы из лука, верховая езда, специальное самурайское плавание и некоторые другие умения. В России и во всем мире сейчас появились клубы, где будо изучается в полном комплексе — примерно в том виде, в каком это было принято в традиционных самурайских школах. Устраиваются показательные выступления, проводятся соревнования и так далее.

Кэндо и иайдо,
или Искусство владения мечом

Искусство владения мечом возникло не позднее VIII века (оно имело значение «скрестить мечи»), а первые развитые школы появились в XV веке. Каждая из них отличалась своими приемами фехтования, методикой преподавания, а также отчасти философией боя и приемами медитации. Сегодня наиболее известной школой считают школу Синто-рю. В разных школах можно насчитать несколько сот приемов, но главных — всего пятнадцать-двадцать. Техника фехтования, как и форма меча и доспехов, дошла до нашего времени почти в неизмененном виде. Это — основное отличие кэндо от европейского фехтования, где и форма оружия и, следовательно, техника фехтования постоянно изменялись. Сейчас в Европе спортивные фехтовальные снаряды уже мало чем напоминают оружие.

Самурайский меч

У меча в японском языке несколько названий. Самое распространенное — катана. Форма самурайского меча сложилась в VII веке. Он имеет заточку с одной стороны и изгиб. Меч выковывается часто по индивидуальному заказу. Его примерная длинна около двух сяку (японская мера длины) — то есть чуть больше 60 см. Ручка такого меча приспособлена для фехтования двумя руками. Существенную деталь меча составляет небольшая гарда (металлический щиток/дужка на рукоятке, защищающие руку) — цуба. Цуба и некоторые другие детали меча со временем стали украшаться и превратились в настоящие произведения оружейного ювелирного искусства. Технология изготовления меча была очень сложной. Клинки самурайских мечей по качеству сопоставимы с дамасскими и другими самыми высокими образцами оружейного кузнечного искусства. И в наши дни существуют мастера, которые изготавливают мечи по древним технологиям. Сегодня многие из тех, кто всерьез занимается кэндо, стараются приобрести себе настоящий самурайский меч.

Меч рассматривался как душа самурая. Возник целый культ меча со своей этикой и правилами поведения. Даже изготовление меча превратилось в религиозный ритуал. Подобное отношение к мечу отчасти дошло до наших дней.
Несмотря на то, что меч самурая рассматривался в средневековой Японии как символ и инструмент мира, добра и справедливости, с ним связаны обычаи и обряды, которые плохо соответствуют этим понятиям. Например, существовал обряд пробы только что изготовленного меча цудзигири. Его суть состояла в том, что меч считался готовым к использованию, если им был кто-то зарублен. Жертвой этого обряда нередко становились представители низших сословий: случайные прохожие из крестьян, нищие и другие несчастные.

Основными приемами фехтования в кэндо являются колющий и рубящий удар, а также различные блоки и уходы. Все эти приемы выполняются из определенных стоек, которым придается большое значение в обучении и тренировках. Не меньшее значение в тренировочном процессе имеют формальные упражнения — ката.

Долгое время обучение технике фехтования и тренировки осуществлялись реальным стальным оружием. Доспехи в этом случае не использовались, потому что удары наносились «не до конца» — с остановкой в последний момент. Всякий, кто держал в руках оружие, подобное мечу, знает, что во время фехтования остановить удар в нужный момент довольно сложно. Совершить рубящий «удар на пронос», конечно, куда проще. Получалось, что нужно было учиться не только реальному — боевому, но и учебному фехтованию. И все равно избежать травм, часто очень серьезных, было невозможно. Обратим внимание, что подобная проблема существовала в дзюдзюцу — и она была по-разному решена в айкидо и в дзюдо.

Для того чтобы решить эту проблему в кэндо, в практику обучения был введен фехтовальный снаряд под названием боккен. По всем габаритам, включая вес, он представлял из себя точную деревянную копию катаны. Впоследствии боккен приобрел большое распространение. Его даже использовали как реальное оружие. Известны искусные мастера фехтования, которые выигрывали дуэли, фехтуя боккеном против стального меча.

Другим учебным снарядом в кэндо стал синай — учебный меч из скрепленных особым образом полос бамбука. Он несколько длиннее и легче, чем боккен или катана. По его длине натянута струна, обозначающая «обушок» — тупую сторону катаны. При помощи синая стало возможным наносить удары в тренировочном бою в полную силу. Поэтому вместе с ним в практику тренировок был введены рукавицы, шлем и нагрудный панцирь, повторяющие форму реальных традиционных самурайских доспехов. Несмотря на это, удары синаем бывают довольно ощутимы.

В завершение надо добавить, что существуют приемы фехтования, когда меч удерживается одной рукой, а так же техника фехтования двумя мечами.

Именно с синаем фехтуют, проводя спортивные соревнования. Бои проходят на татами площадью около 10 кв. м. Схватка длится пять минут, но прекращается, если один из противников первым набрал два очка из трех возможных. Чтобы получить очко необходимо поразить противника в одну из обусловленных точек. Однако точного попадания недостаточно. Учитывается направление атаки и траектория движения не просто меча-синая, а именно режущей его стороны; положение атакующего противника; готовность продолжить атаку (дзаншин); сила удара и так далее. Все эти условия направлены на то, чтобы тренировочный или соревновательный бой с синаем не утратил боевого содержания, чтобы бой с условным оружием не увел бы от боевой реальности — положение, возникшее в европейском спортивном фехтовании. От судьи требуется большой опыт и знания — ведь надо, учитывая все эти условия, правильно оценить атакующие или оборонительные действия противников. Несмотря на то, что соревновательные бои проходят в спортивных доспехах, есть точки, запрещенные для атаки.

В Японии можно найти массу клубов, где изучают кэндо, и соревнования проводятся на самых различных уровнях: клубные, префектурные, всеяпонские. В последнее время в России (и в Европе) кэндо стало очень популярным. Созданы городские, региональные и национальные федерации. Они организовывают соревнования, семинары, приглашают мастеров из Японии.

Иайдо — это искусство поражения противника путем мгновенного (опережающего) выхватывания меча из сидячего и любого другого неудобного положения.

Как правило, в боевой практике самурая нет необходимости в мгновенном выхватывании меча. Самурай, участвуя в битвах, вступает в бой с обнаженным оружием. В многочисленных дуэлях оба противника также обнажали мечи заранее. И все же иногда возникала необходимость обнажить меч мгновенно. Например, в периоды дворцовых переворотов и заговоров, между самураями, может быть, даже одной дружины или одного клана, возникала вражда. Не предупредив о своих намерениях (как бы из-за угла), напасть на противника самураю не позволяла честь. Победить более искусного фехтовальщика, дав знать ему о своих намерениях, можно было путем опережающего молниеносного действия. Именно такая задача породила возникновение иайдо.

Для этого одной физической и технической подготовки было недостаточно. Опережение в атаке достигалось путем развития энергии ки, а так же за счет тренировки в медитации. То, на что направлена медитация, выражено в самом названии этого искусства. Первый элемент названия — и — это иероглиф, обозначающий такие понятия, как присутствие или существование, второй — ай, как и в названии айкидо, обозначает соответствовать, соединяться, гармонировать. Поэтому название это можно перевести как путь (к победе) с помощью совместного гармоничного существования. Целью медитации было как раз научиться ощущать единство со своим противником и со всей Вселенной, ощущать гармонию мира.

Родившись как раздел кэндо, иайдо со временем превратилось в самостоятельный вид боевого искусства. Постепенно оно очень распространилось, возникло несколько сот школ по всей Японии. Сегодня в России, в Европе и в Америке есть множество клубов, в которых наряду с кэндо изучается и искусство выхватывания меча — иайдо.

Кюдо, или Искусство стрельбы из лука

Наряду с мечом, ведущим оружием в арсенале самурая были лук и стрелы. Как и меч, лук считался священным оружием и служил символом воинского сословия. Выражение юмия-но мичи (дорога лука и стрелы) означало то же самое, что и бусидо — путь самурая. С развитием огнестрельного оружия искусство стрельбы из лука не исчезло, а продолжало жить. Происходило это, вероятно, потому, что стрельба из лука была в Японии не просто одной из составляющих военного искусства, а элементом буддийской и синтоистской культуры. Практикой стрельбы из лука занимались не только самураи, но и буддистские (и синтоистские) монахи, причем именно с целью развития навыков медитации и усвоения некоторых жизненных установок.

Прицеливаясь и совершая выстрел, стрелок концентрируется на мысли о том, что он лишь посредник, лишь исполнитель замысла. Он не должен думать о цели, и даже о самом желании поразить цель. Все как бы происходит помимо его воли. Стрелок самоустраняется в момент прицеливания. В разных школах стрельбы из лука могли быть свои особенные формулы для медитации, но их цель и суть примерно одна. Считается, что именно эти и другие подобного рода упражнения позволяют наиболее точно поразить цель. С другой стороны, точность попадания является критерием успешности в упражнениях на медитацию, умении слиться с окружающей природой.

Очень ярко описал этот процесс писатель и журналист Борис Агапов, посетивший Японию сразу после войны в 1945/46 году, задолго до того как боевые искусства распространились в России. Писатель рассказывает, как буддийский монах, с которым его познакомили, делает своеобразную утреннюю зарядку на медитацию со стрельбой из лука. Этот монах встает ранним утром, выходит в парк с луком. При этом он подчеркивает, что берет с собой только одну стрелу, чтобы исключить соблазн исправить ошибку. Все свое умение, всю способность сконцентрироваться он должен вложить только в один выстрел. С помощью такой зарядки этот монах получает соответствующий настрой на весь день.

Снаряжение

Лук, которым пользуются сегодня сторонники кюдо (в отличие от спортивного европейского лука), сохранил форму и размеры с древнейших времен. Отметим, что стрела в японском луке накладывается не в его центре, а несколько ниже. В комплект снаряжения лучника входит специальный нарукавник (предохраняет руку от удара тетивы) колчан и стрелы. Стрелы делают из бамбука или ивы, а наконечники — из стали, рога, бамбука, кости. Могут быть и мягкие наконечники — в зависимости от того, какая выбрана мишень и в чем состоят цели стрельбы.

Как правило, и на тренировках, и для соревнований стрелок одевается в традиционные японские одежды.
Соревнования проводятся по ритуалу, сохранившемуся со времен Средневековья. Неискушенному зрителю бывает трудно отличить, какие элементы соревнования составляют ритуал, а какие являются техническими приемами стрельбы. Среди технических составляющих стрельбы важно отметить способность к сосредоточению, умение переходить от абсолютной расслабленности к напряжению, принципы дыхания, определенные стойки и позиции и т.д. Характерным в технике стрельбы из японского лука считается способ натягивания тетивы. Стрелок поднимает над головой лук с наложенной на него стрелой и, опуская руки, натягивает тетиву. Интересно, что подобное движение можно встретить среди формальных упражнений в других видах боевых искусств.

Традиционной является стрельба из положения «стоя», «с колена», а также стрельба во время верховой езды.

Содзюцу, или Техника владения копьем.
Среди самурайских умений обязательным являлось фехтование на копьях и алебардах. Существовали копья колющего типа (яри) и алебарды с различными типами заточки: с обеих сторон или саблеобразные (нагината). И сегодня в клубах, где изучается будо, содзюцу является непременной дисциплиной.
Интересно отметить, что содзюцу — это искусство, которое традиционно практиковали не только мужчины, но и женщины — жены самураев. Выдавая дочь замуж, самурай вручал ей, в качестве приданного, кинжал и алебарду. В наши дни в Японии существуют клубы, где женщины изучают фехтование на нагинатах.

Непременными дисциплинами в обучении самурая были также: верховая езда (бадзюцу); стрельба из лука со скачущей лошади по мишени и по бегущей собаке (стрелой с мягким наконечником); специальный самурайский способ плавания (суйэй), а также искусство владения некоторыми вспомогательными, но обязательными для самурая видами оружия. Техника исполнения и методики изучения всех этих дисциплин, как и в случае дзюдзюцу и кэндо, отличались друг от друга в разных клановых школах.

Например, плавать в разных школах могли и в вертикальном, и в горизонтальном положении или в положении на боку. Были школы плавания, в которых учили стрелять «на ходу» из лука; были школы, где учили плавать с большими сигнальными флагами; школы, где много времени уделялось прыжкам с большой высоты в воду на небольшую глубину и т.д.
Вспомогательным оружием, в зависимости от школы, могли стать посох, шест, весло, некоторые сельскохозяйственные орудия.

В России и в Европе не существует клубов или обществ, где изучались бы все эти дисциплины, хотя время от времени устраиваются ознакомительные и тренировочные семинары в рамках клубов дзюдзюцу, кэндо и др. Все же без упоминания о них перечень самурайских умений был бы не полным.

Ниндзюцу.
Этим словом обозначают особое воинское искусство, возникшее в средневековой Японии и связанное с диверсионной и разведывательной деятельностью. Первый слог-иероглиф этого слова — нин может быть переведен как подкрадываться или красться и входит в состав таких понятий и выражений как тайно проникать, инкогнито и т.п. Обычно термин ниндзюцу переводится как искусство быть невидимым. Есть и другие термины, обозначающие этот вид боевого искусства.


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: https://vk.com| Просмотров: 186 | Добавил: Pantera| | Теги: Будо. | Рейтинг: 5.0/2

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [790]Гипотезы и прогнозы [4382]Дом,сад,кулинария [149]
Животные и растения [2686]Здоровье и красота [5565]Интересности и юмор [3668]
История и археология [3740]Космос, астрономия [1919]Мир вокруг нас [1898]
Наука и технологии [2089]Непознанное [3599]НЛО,уфология [1737]
Общество, в мире, новости [9122]Психология и отношения [54]Стихия, климат, экология [192]
Фильмы и видео [243]Частное мнения [56]Эзотерика и феномены [2018]