La Stampа: В чем заключается ваша роль патриарха?
Феофил III:
Роль патриарха связана со священной историей, историей спасения,
которая началась на горе Синай и завершилась в Вифлееме с рождением
Иисуса и его распятием на кресте в Иерусалиме.
— Почему православные греки играют роль хранителей Святых мест?—
Потому что христианство возникло в Иерусалиме, который был под
владычеством Римской империи. Греки и жители Римской империи постепенно
начали переходить в христианство при императоре Константине Великом, а
язык был греческий. Поэтому когда израильтяне ищут свои корни, они
обнаруживают наши корни, потому что все надписи на греческом. Целостная
картина так называемой Византийской империи первоначально была
греко-римской, а не византийской. Вся панорама Ближнего Востока
изменилась с приходом арабов. Когда они пришли в Иерусалим во главе со
вторым после пророка Мухаммеда праведным халифом Омаром в 638 году,
византийцы проиграли битву, и осталась только церковь и патриарх
Софроний, духовный и этнический лидер, который и подписал договор с
Омаром.
— А в какой момент появились католики?— Католики и протестанты пришли сюда позже, после великого раскола христианской церкви в 1054 году.
— Расскажите нам, что происходило в эти годы на Святой земле.—
Возникла отдельная католическая церковь, и она отстивала свои права на
Святую землю. Пришли крестоносцы и завоевали церковь Рождества. Когда
они ушли, Папа захотел сохранить присутствие католиков, но потом пришли
арабы, мамлюки и турки Османской империи. Официально первыми вернулись
францисканцы в четырнадцатом веке, но основные Святые места оставались
под контролем православных христиан.
— Святые места до сих пор находятся под их контролем?—
Да, с приходом турков Османской империи Святые места стали представлять
большой дипломатический интерес для международной политики. Турки были
большими мастерами в дипломатии.
— Что происходит сегодня?— Ситуация очень сложная из-за положения Иерусалима и Храмовой горы.
— Каковы отношения между различными религиями?— Прекрасные, идет тесное сотрудничество, но это союз, а не брак.
— Что произошло, когда Папа Бенедикт XVI приехал с визитом в Иерусалим?—
Мы приняли его как брата, как паломника. Мы объяснили Папе, что не
хотим объединения, но не из-за административных отношений, а из-за веры.
Не думаю, что у нас та же вера. Мы не можем принять тот факт, что
кто-то имеет титул викария Христа на Земле. Нам это не подходит.
— Какова ваша позиция в трудной ситуации, возникшей в отношениях между палестинцами и израильтянами?—
Как у всех здесь живущих. Мы представляем собой церковь, следовательно,
не намерены вмешиваться в политику, хотя и не относимся к ситуации
равнодушно. Мы никого не подвергаем дискриминации. К нам относятся с
уважением, а наша двухтысячелетняя миссия заключается в распространении
идеи сосуществования, согласия и мира. Суть в том, что нужно возлюбить и
своего врага. Как можно любить невидимого Бога и не любить ближнего,
стоящего перед тобой?
— Как вы думаете, наступит когда-либо здесь мир?—
Разумеется, мы должны быть оптимистами. Каждый человек перенес травмы и
нуждается в заботе. Чтобы добиться общего мира, нужно прежде достичь
внутреннего согласия.
— Сколько православных в Святой земле?—
В регионе их около 200 тысяч, примерно 200 священников, а патриарх
является главой монашеского ордена и пастырем сообщества. Православная
церковь возрождается в бывших коммунистических странах.
— Сколько паломников прибывает в Иерусалим?—
Согласно статистическим данным, подавляющее большинство паломников —
это православные. Многие приезжают из России, Украины и балканских
стран.
— Что вы думаете о новом Папе Франциске?—
Я надеюсь увидеться с ним, когда он приедет в Иерусалим. Но ясно, что
единственное отличие между католической церковью и нами, — это именно
фигура Папы.
Алаин Элканн (ALAIN ELKANN)