Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | НАША ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Суббота, 23.03.2019, 17:54
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS



Форма входа
Логин:
Пароль:


Другие наши новости


Здесь для вас:

Загрузка...

Планета в контакте

Новости сегодня
Haaretz: планы России уйти из Сирии беспокоят Израиль (0)
Михаил Поляков. Депутат, ставший горой за дорогие авто для власти, сказал о ней всю правду (0)
Силовикам дали зеленый свет на возбуждение дел по итогам Универсиады (1)
Как Москва будет мстить Западу за ненависть к русским (0)
Россия сделала возможным избавление от мировой гегемонии США... (0)
РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В СРОЧНОМ ОЧИЩЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ (1)
Красноярцы сотнями эмигрируют в Северную Корею (2)
Провокация США возле Крыма показывает отсутствие модели выхода из кризиса... (0)
Россия предостерегла США от испытаний новой зенитной ракеты (0)
Константин Ремчуков: Надежды на восстановление СССР окончательно рухнули? (1)
ПЕНСИОНЕРКИ С «ЭХА МОСКВЫ» ОКАЗАЛИСЬ АГРЕССИВНЕЕ ХУЛИГАНОВ (0)
Пропащая грамота. Что за бумагу немцы подарили Киеву (0)
Во Франции и в Австралии по делам о растлении малолетних осуждены два кардинала (0)
У Европы есть только два варианта по вопросу о выходе РФ из ПАСЕ и СЕ... (0)
Скелеты из ватиканского шкафа (0)
Тролли и хейтеры: за что они вас не любят? ч.1. (0)
Нурсултан Назарбаев, возможно, опоздал с транзитом власти В Казахстане запущен процесс конкуренции элит (0)
Переименования в честь Назарбаева на карте Казахстана (3)
Народа праведная кровь (13)
Почему каждому пассажиру не выдают парашют? (0)
Покупая что-либо, мы расплачиваемся не деньгами, а жизнью... (0)
Путешествия в прошлое: Лоза хотел бы встретиться с Моцартом, а Вассерман - со Сталиным (4)
Ворона (1)
Что такое репликаторы? Восстановление разрушенной цивилизации с помощью репликаторов. (0)
Сталин на фронте : забытые страницы Великой Отечественной (1)
Народные приметы: 23 марта (0)
Магнитные бури сегодня: прогноз на 23 марта (0)
Как приготовить торт ПТИЧЬЕ МОЛОКО в домашних условиях РЕЦЕПТ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ (1)
Котобабка или «командовать парадом буду я» (1)
Всего ОДНА КАПЛЯ этого МАСЛА разгладит МОРЩИНЫ вокруг ГЛАЗ Рецепт молодости и КРАСОТЫ (0)
Пес потерялся, но придумал, как найти дорогу домой... (1)
Запрещенная в РФ секта сообщила об аресте своих адептов (6)
КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА должна знать эти 12 ХИТРОСТЕЙ с бальзамом «ЗВЕЗДОЧКА» Самые полезные СОВЕТЫ ДЛЯ ЖИЗНИ (0)
Как собрать ведро малины с одного куста Советы и рекомендации по выращиванию малины (0)
Многострадальный русский Акмолинск: теперь Нурсултан (13)
Тайны Чапман. Кто крадет нашу воду? (22.03.2019) (0)
Умерла первая исполнительница песни «Спят усталые игрушки» (1)
Внутренняя инженерия. Путь к радости. (1)
Разворот над Атлантикой (2019) (1)
Великий потоп на американском Среднем Западе поверг фермеров в шок (2)
Код доступа. Черный рынок оружия (2019) (0)
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ПОСЛЕДСТВИЙ (0)
— А чем ты занимаешься? (9)
ОБЛОЖКИ СОВЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ. (0)
Маразм крепчает: Европа вводит санкции против ...ФСБ (1)
Их нам будет не хватать: Роман Носиков о сокращении бюджета «Радио Свобода» (2)
Дмитрий Перетолчин. Как мировые элиты управляют сознанием людей (0)
ДНК-анализ показал, кем на самом деле был Рюрик (0)
Шведы: "Когда наши предки вырезали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма." (0)
Варяги-меченосцы и кошмар начальной русской истории (0)
Балтийский край — русская земля: найдена печать русского князя на земле древних пруссов (1)
Викканство – магия языческой Англии (0)
Кто был первым Богом землян и где искать дверь в параллельную Вселенную (0)
Похищение Леонардо да Винчи (0)
Гномы изрыли подземными ходами не только всю Европу (1)
Специальный репортаж. Б-52. Бомбы над Европой (2019) (0)
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЖИВЫМ (стихи) (0)
В «Нафтогазе» прокомментировали встречу Медведчука с главой «Газпрома» (0)
Учитесь не нравиться (5)
Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал (18)
Суфизм — Путь Истинно Ведающих (3)
Алина Загитова, браво! Но и Евгения Медведева - тоже браво! (1)
В Алматы проходят задержания на месте празднования Наурыза (4)
Нулевая совместимость: 15 худших пар Зодиака, обреченных на расставание (0)
Иван Ефремов под прицелом КГБ . Сбывшиеся пророчества забытого гения научной фантастики (1)
Катаклизмы за неделю с 15 по 21 марта (2)


Активность на форуме

Постов на форуме: 11986
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 6667
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4073
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3728
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 3568
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 2758
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Надёжа
Комментариев: 14217
Группа: Проверенные
Bujhm0709
Комментариев: 11170
Группа: Друзья
Микулишна
Комментариев: 10787
Группа: Друзья Нашей Планеты
kotik
Комментариев: 9721
Группа: Проверенные
ДревлЯнИнЪ
Комментариев: 9560
Группа: Проверенные
hawker
Комментариев: 7700
Группа: Проверенные


Статистика



Календарь

Астрология, пророчества [850]Астрономия и космос [1241]Безумный мир [1986]Войны и конфликты [2199]
Гипотезы и версии [3334]Дом,сад,кулинария [3516]Животные и растения [2485]Здоровье,психология [4154]
История и археология [4072]Мир вокруг нас [1964]Мировые новости [7200]Наука и технологии [764]
Непознанное [3543]НЛО,уфология [1154]Общество [6836]Прогнозы ученых,исследования [644]
Происшествия,чп,аварии [1119]Российские новости [5551]Стихия,экология,климат [2378]Феномены и аномалии [820]
Фильмы и видео [5692]Частное мнение [4684]Это интересно! [2955]Юмор,афоризмы,притчи [2271]


17:23
В обход Босфора Проект, интересовавший Сталина и Брежнева, будет осуществлен


В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.

Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.

Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.

Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи.

В обход Босфора

Канал Каспий-Персидский залив – естественный выход для России и Ирана



Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.

Первая мировая война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР.

С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – ее участие в плане «Топливо», проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Черное море.

Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «О дружбе и границе», по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.
Тегеран-43. Неизвестный сюжет

С середины апреля 1941-го Турция под разными предлогами затрудняла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, подвергшейся фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции в период Великой Отечественной войны (по крайней мере до 1944 года включительно). Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий – Персидский залив. Проект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви.

Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.

Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945–1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий – Персидский залив. Но с другой – попытки СССР в тот же период «присоединить» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Потому о проекте забыли на долгие годы. Тем более что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.
Подготовка почвы

Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала. Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с Шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий – Персидский залив. Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.

Тем не менее в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с ее соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963-го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

А в июне 1965-го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит Шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…

В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».

Примечательно, что с осени 1975-го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. Правда, Вашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американская позиция по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

В Тегеране не решались полностью игнорировать позицию США. Как-никак до 70 процентов ежегодного объема экспорта иранской нефти направлялось за океан, а доля Соединенных Штатов в иностранных инвестициях в Иране превышала 40 процентов. Вдобавок поставки из США минимум на 60 процентов покрывали потребности вооруженных сил Ирана в вооружениях и боеприпасах. А в целом доля стран НАТО в обеспечении иранской армии достигала 85 процентов.

Одновременно Турция со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50 процентов ежегодного объема экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. А во-вторых, реализация проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным для СССР по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

Все это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров Шахиншаха в Москве в октябре 1972-го и А.Н. Косыгина в Тегеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров. Но правовую и технологическую базу для будущего строительства все же расширяли: в ходе этих визитов в дополнение к упомянутым соглашениям 1963 года были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».

Всего за 60–70-е годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.

Вашингтон, Лондон и Анкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972–1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через СССР. Эти поставки должны были начаться с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные события в Иране привели к «консервации» проекта.

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО. Хотя, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях, поэтапно готовилась правовая, экономическая и технологическая почва.
Время строить

Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана и в отличие от шахского периода в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.

Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.

Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Наша сторона в принципе одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия. Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы. В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.

Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты ее технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «…Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута». Но проект образования такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи так и остался на бумаге. По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова, чертежи, технологии, расчеты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии, однако дело так с места и не сдвинулось.

Отмечено также, что по мнению «многих ученых, в числе которых д.т.н., профессор Шихсаид Абдуллаев, на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Более того, использование разработок известного российского конструктора Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.
Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук





Оцените материал:






ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: http://vpk-news.ru/articles/29010| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/news| Просмотров: 1557 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: http://vpk-news.ru/articles/29010, Сталина, будет, Подробнее:, осуществлен, Брежнева, проект, Босфора, интересовавший, Обход | Рейтинг: 5.0/22

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Загрузка...

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [850]Астрономия и космос [1241]Безумный мир [1986]Войны и конфликты [2199]
Гипотезы и версии [3334]Дом,сад,кулинария [3516]Животные и растения [2485]Здоровье,психология [4154]
История и археология [4072]Мир вокруг нас [1964]Мировые новости [7200]Наука и технологии [764]
Непознанное [3543]НЛО,уфология [1154]Общество [6836]Прогнозы ученых,исследования [644]
Происшествия,чп,аварии [1119]Российские новости [5551]Стихия,экология,климат [2378]Феномены и аномалии [820]
Фильмы и видео [5692]Частное мнение [4684]Это интересно! [2955]Юмор,афоризмы,притчи [2271]



АРХИВ САЙТА:
История и археология [3476]Здоровье,психология [5328]Наука и технологии [1958]Новости космоса,астрономия [1768]
НЛО,уфология [1727]Пророчества и предсказания [737]Гипотезы и версии [4280]Непознанное [3383]
Животные и растения [2599]Общество [7517]Эзотерика и астрал [1964]Интересности и юмор [3579]
Безумный мир [2030]Мир вокруг нас [1757]
-->
ПОМОГИТЕ СПАСТИ МАЛЫША!

Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 220
Пользователей: 207
Сейчас комментируют: 13


Мы комментируем

На форуме

ЧП

(68)

Нимб

(31)

Небо

(71)


Загрузка...

Интересное сегодня
ДНК-анализ показал, кем на самом деле был Рюрик (0)
Нулевая совместимость: 15 худших пар Зодиака, обреченных на расставание (0)
Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал (18)
Великий потоп на американском Среднем Западе поверг фермеров в шок (2)
— А чем ты занимаешься? (9)
Иван Ефремов под прицелом КГБ . Сбывшиеся пророчества забытого гения научной фантастики (1)
Учитесь не нравиться (5)
Маразм крепчает: Европа вводит санкции против ...ФСБ (1)
Катаклизмы за неделю с 15 по 21 марта (2)
В Алматы проходят задержания на месте празднования Наурыза (4)

Новости готовят...

Новостей: 17816 Архив: 20314

Новостей: 12225 Архив: 10063

Новостей: 11789 Архив: 2432

Новостей: 6761 Архив: 7294

Новостей: 3399 Архив: 5191

Новостей: 1635 Архив: 1

Новостей: 1608 Архив: 0

Новостей: 1425 Архив: 0

Новостей: 1118 Архив: 4802

Новостей: 977 Архив: 1139