15:55 Как создавался фильм «За спичками». История. |
История создания фильма «За спичками», как и всякая история, имеет свою предысторию. Все началось летом 1978 года, когда советские чиновники от культуры решили укреплять связи с финскими коллегами (вопрос конечно политический), а для этого избрали самый простой (по из мнению) путь – снять совместный фильм. Тем более, что такой опыт уже имелся: в 1959 году совместно сняли фильм «Сампо», а в 1976 – «Доверие». Вопрос с финнами согласовали. Поскольку в СССР самой-самой-самой киностудией был «Мосфильм», то ему и поручили делать совместное кино. В качестве драматургического материала для будущей ленты сами финны предложили сценарий Х. Тервахаркко по пьесе классика финской литературы Майю Лассила «Ихалайнен идет за спичками» (написана в 1910 году). Речь в нем шла о событиях начала века, разворачивающихся в одной из финских деревень: в доме Анти Ихалайнена кончились спички, и жена отправляет мужа в соседний хутор к мельнику Хювяринену взять коробок спичек в долг. По дороге Анти встречает своего друга Юсси Ватанена, который просит Ихалайнена, заодно, посватать для него дочь Хювяринена. Однако, сосватав друга, Анти забывает о задании жены и отправляется с приятелем в ближайший городок за подарками для невесты. Дорогой они, подкрепившись спиртным, попадают в кутузку. С этого момента начинаются их головокружительные приключения. За спичками Поскольку в соответствии с советско-финским договором экранизировать старую пьесу должен был советский режиссер, то на «Мосфильме» начали искать подходящую кандидатуру. Выбор изначально пал на Георгия Данелию. Но Данелия в те дни готовился к постановке комедии «Горестная жизнь плута» (позднее она получит название «Осенний марафон»), поэтому от совместной экранизации отказался. Тогда обратились к Леониду Гайдаю, который тогда, как раз, «был в простое». Гайдай хорошо знал пьесу Лассила (читал ее в русском переводе Михаила Зощенко еще в конце 50-х) и помнил, что ничего крамольного в ней нет. Материал исключительно развлекательного характера и никакой политики и даже намека на нее. Ситуация «простоя» возникла у режиссера после съемок фильма «Инкогнито из Петербурга», который чиновникам не понравился (нашли скрытые намеки и поругание советского строя). Попытки «доказать и пробить» довели Гайдая до жуткой депрессии. В те далекие времена было очень опасно оказаться в «черном списке». Нужно было реабилитироваться перед властью и кино пришлось снимать. Второй раз могли и не попросить. Это и предопределило его согласие взяться за экранизацию пьесы Лассила. История фильма начинается 20 сентября Владлен Бахнов принес на «Мосфильм» заявку на переработку сценария Х. Тервахаркко, а шесть дней спустя с ним был заключен договор. 27 октября — подписано соглашение с «Суоми-Филм» на совместную постановку, в котором были оговорены все нюансы будущей постановки. В частности, фильм должны были снимать два режиссера: с советской стороны — Леонид Гайдай, с финской — Ристо Орко (он же генеральный директор «Суоми-Филм»). Поровну должно было быть и актеров: 7 советских, и столько же финских (главную роль — Ихалайнена — должен играть советский актер, а Ватанена — финский). Финны обязались оснастить съемочную группу качественной аппаратурой: операторским автомобилем, операторским краном, переносной записывающей аппаратурой «Награ», но без обслуживания и т. д. На своих актеров финны должны были шить костюмы сами. 21 ноября сценарно-редакционная коллегия творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов ознакомилась со сценарием В. Бахнова и одобрила его. Три дня спустя Леонид Гайдай, а также главный оператор будущего фильма Сергей Полуянов, художник Феликс Ясюкевич и еще ряд членов съемочного коллектива с советской стороны прибыли в Финляндию для подбора актеров и выбора мест натурных съемок. В сопровождении опытных гидов гости проехали на машинах по городам Варкаус, Миккеле, Турку, Тампере, Порво, Мянтсала, Хельсинки и осматрели старые части этих городов и хутора поблизости. Работа осложнялась тем, что в Финляндии выпало много снега и было достаточно холодно. В поисках актеров члены группы посетили в городе Турку театр, в котором шел спектакль «За спичками», а в Тампере спектакль «Молодой мальчик». Командировка продлилась до 1 декабря. 14 декабря сценарий будущего фильма был запущен в режиссерскую разработку. 1 февраля Гайдай с частью членов съемочной группы вновь отправились в Финляндию — утверждать актеров. Отобрали трех исполнителей на главные роли — Риту Польстер, Лео Ластумяки, Ритву Валкама. Кроме того утвердили исполнителей на роли эпизодические. 28 февраля 1979 года режиссерский сценарий был принят и фильм запущен в подготовительный период. Незадолго до это — в конце января — у Гайдая произошел конфликт с директором фильма Г. Крыловым, которого режиссер попросил заменить. Руководство киностудии пошло ему навстречу. 5 апреля худсовет объединения и сценарно-редакционная коллегия обсудили кинопробы актеров на главные роли. Как мы помним, по договору, финских и наших актеров должно было быть поровну. Но советская сторона добилась (не известно, это было рещение режиссера или политическое решение) численного превосходства — «наших» 8 человек, при этом Ватанена должен был играть тоже советский актер. Финны пошли на это, довольствуясь всего лишь двумя главными ролями и всеми эпизодами. На кинопробы с нашей стороны были выставлены следующие актеры: Ихалайнен — Евгений Леонов; Ватанен — Вячеслав Невинный, Донатас Банионис, Леонид Куравлев; Кенонен — Георгий Вицин, Владимир Басов, Борислав Брондуков, Ролан Быков, Георгий Бурков, Игорь Ясулович; Кайса Кархатур — Галина Польских, Наталья Гундарева; Анни Кайса — Елена Санаева, В. Ивлева; хозяйка — Нина Гребешкова; начальник полиции Михаил Пуговкин; Хювяринен — Сергей Филиппов. В этом споре победили: Евгений Леонов, Вячеслав Невинный, Георгий Вицин, Галина Польских, Нина Гребешкова, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин. Съемки фильма начались 4 июня с павильонных эпизодов, которые снимали на «Мосфильме» до 19 июля, после чего, 24 июля, отправились на съемки натуры в Финляндию. Спустя две недели в Москву были отправлены три ролика (два по 300 метров, один — 100) отснятого материала. 7 августа ролики просмотрели члены сценарно-редакционной коллегии объединения музыкальных и комедийных фильмов. Материал был оценен положительно, хотя высказывались и претензии к увиденному. Не понравился коллегии, например, Георгий Вицин в роли портного Кенонена: «Настораживает, как кажется некоторым, его чрезмерная эксцентричность, он выбивается из общего актерского ансамбля, так как работа остальных актеров комедийно-реалистическая…». Натурные съемки были закончены 18 сентября, после чего группа вернулась в Москву, где начался монтаж и тонировка ленты. 30 ноября полностью смонтированный фильм смотрели в Госкино. Было внесено несколько поправок, в том числе сокращен эпизод в бане (дескать, слишком эротический), где происходило примирение Ихалайнена с женой. Кстати, этого финала в первоначальном варианте сценария не было и на нем настояли финны. Кстати, финский вариант картины несколько длиннее (из советской версии удалено несколько эпизодов, которые не соответствовали моральному облику строителя коммунизма. Удивительно, но даже в таком материале чиновники смогли найти крамолу). Гонорары за фильм распределились следующим образом: Л. Гайдай — 4 800 рублей плюс 1,5 тысячи за сценарий; Е. Леонов — 3 725 рублей; В. Невинный — 2 130 рублей; Г. Польских — 1 250 рублей; Г. Вицин — 1 525 рублей; С. Филиппов — 966 рублей; Н. Гребешкова — 764 рубля; В. Ивлева — 310 рублей; М. Пуговкин — 287 рублей; Л. Куравлев — 575 рублей. В марте 1980 года в крупнейшем кинотеатре Хельсинки «Ритц» состоялась премьера фильма, после которой Евгения Леонова избрали почетным членом Театрального общества Финляндии (до этого такой же чести был удостоен еще один советский деятель искусства — театральный режиссер Георгий Товстоногов). В СССР премьера фильма состоялась в сентябре 1980 года. В отличие от предыдущего фильма Гайдая на «За спичками» народ пошел гораздо охотнее: в прокате картина заняла 11-е место, собрав 34,3 миллиона зрителей. История после истории создания фильма Пресса картину, в целом, хвалила. И вместе с тем нашлась масса недовольных критиков. Вот что писал И. Фролов: «От примешивания к мягкому, теплому юмору Лассилы едкого смеха Гайдая получился набор разностильных эпизодов, а отсюда нечеткость авторской позиции, потеря национальной определенности характеров. О таком соединении можно сказать словами Пушкина: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Как всегда, критик тоже хочет есть, и начинают к эксцентрической комедии примеривать Шекспира и Чехова. Получается, что фильм низкопробный, а юмор Гайдая «второсортный» и «поднадоевший». У меня нет желания спорить с критиками. Да и кто помнит сегодня их имена и их отзывы. А фильм регулярно появляется на телеэкранах и находит своего зрителя. Хороший спокойный фильм, который не вызывает негативных реакций. Может быть и не очень смешной, но забавный – это точно. Вот такая краткая история создания фильма «За спичками». |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3946] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4749] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7796] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4912] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [781] | Гипотезы и прогнозы [4349] | Дом,сад,кулинария [88] |
Животные и растения [2648] | Здоровье и красота [5432] | Интересности и юмор [3636] |
История и археология [3609] | Космос, астрономия [1826] | Мир вокруг нас [1818] |
Наука и технологии [2012] | Непознанное [3509] | НЛО,уфология [1736] |
Общество, в мире, новости [8074] | Психология и отношения [42] | Стихия, климат, экология [105] |
Фильмы и видео [150] | Частное мнения [47] | Эзотерика и феномены [1983] |