18:41 Сейды. |
Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой чем-то особенное место. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней. Культ сейдов изучен пока крайне слабо. Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень (Тульская область). Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области. Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Данное предположение не выдерживает никакой критики и не дает ответов на многие вопросы, главный из которых – почему ледник в одном месте «сооружал» сотни сейдов, а в другом ни одного? Каким образом ледник мог создавать системы сейдов - линии, круги, квадраты, а также смежные конструкции (выкладки) и конструктивные элементы (сложные навершия). Ледниковая версия никак не может объяснить те случаи, когда сейд стоит на опорах из той же породы, что и базовая скала. С другой стороны, если допустить, что ледник каким-то чудом мог поставить тысячи сейдов в неустойчивом состоянии, остается неясным как они могли пережить период сильных землетрясений, сопутствовавших изостатическому подъему. Ледник мог, нагромождать хаотические и бессистемные конструкции, случайно и в случайных местах, и часть сейдов соответствует этому признаку что очевидно, но это меньшая часть. Рукотворность многих сейдов, бесспорна. Наличие не только некоей «разумности», но и инженерной, а также эстетической мысли, несомненно. Условно сейды можно разделить на несколько основных типов, отличающихся конструктивными особенностями: 1.Сейд в виде камня с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку: 2.Камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков: 3. Камень сверху которого установлен один или несколько камней(«шапки»): 4. Камень на подставках, сверху которого установлено один или несколько камней,
5. Пирамидка из небольших камней на вершине валуна: 6. Камень установленный на ребро, или узкой частью вниз: 7. Камень просто поставленный вершиной вниз:
Также среди северных мегалитов отчетливо прослеживается традиция увенчивать сейды именно белыми камнями. Сейды располагаются по одному, группами по несколько штук и массовыми скоплениями от нескольких десятков до сотен. Существуют группы одиночных сейдов. Комплексы сейдов являются крупными скоплениями культовых камней расположенными как правило на возвышенностях, «лысых горах», плоскогорьях (именуемых в Скандинавии «виддами»), известны как Карелии так и Кольского полуострова - гора Воттоваара (несколько сотен сейдов), Кивакка (десятки), Нуорунен (десятки), о-ва Кузова (около полутора сотен), гора Двойная (несколько сотен), на полуострове Рыбачьем (десятки), окрестностях Териберки (десятки) и некоторых других местах. В Норвегии одним из таких мест является плато Финмарксвидда. Безлесые вершины, «лысые горы», часто становились сакральными точками многих народов Мира в том числе и саами. Кроме возвышенностей священными местами считались и ущелья. Привязка магического мировосприятия древних саами к ущельям и трещинам в скалах также очевидна, так в Хибинах есть «ущелье мертвых», сейды иногда ставились над трещинами в скалах, как бы соединяя их. Сейды сосредоточенные в комплексы часто имеют сильные отличия от одиночно установленных сейдов, но всегда камни ставились так, чтобы производить максимальное визуальное впечатление, то крайне неустойчиво, с наклоном к обрыву, то другим образом. На Воттовааре есть сейды установленные так что камни подставки держатся на краю только весом верхнего камня, подними его и подставки рухнут вниз, конструкция разрушится. Подобные особенности совершенно необъяснимы для места, где тысячелетия назад произошло сильное землетрясение, разрушившее скалы. По современной логике в таком месте святыни должны быть наоборот "сейсмоустойчивыми" при установке, но камни ставились крайне неустойчиво - то вершиной вниз, то под углом, то на самом краю обрыва. Можно выделить несколько основных способов, которыми древние люди добивались нужного им «неустойчивого» положения сейдов: 1) сейд ставился на одной опоре под углом до 30градусов. 2) опоры наклоняли сейд установленный на склоне. В некоторых случаях создается впечатление, что опоры буквально «подталкивают» сейд к обрыву. 3) сейд ставился фактически на обрыве, под углом до 45градусов, упираясь опорами в скалу. 4) сейд ставился острой вершиной вниз. 5) совершенно уникальная «дольменная» постановка – сейд плита, в горизонтальном положении сверхустройчивая по определению, ставилась на опоры расположенные вершинами вниз. 6) опоры сейда ставились неустойчиво, держась в заданном положении только за счет веса самого сейда. 7) сейд располагался на опорах так чтобы часть его «висела» вне опор. 8) камни ставились «в распорку» – «домиком». 9) сейд ставился «на попа», нечто вроде «менгира-на-шарнирах». В постановке камней количество камней-опор, вес и прочие внешние признаки также уступали главному требованию – сейдом в комплексе может быть любой камень, хоть вообще без опор, но установленный неустойчиво. Наличие в геологически активных точках неустойчивых камней явно было зачем-то нужно древним людям. Получается, что строители сейдов делали упор именно на некое непонятное нам знание, а не воротили валуны от безделья, величия своих возможностей ради. На некоторых камнях обнаружили рисунки. Так называемые петроглифы. Некоторые символы легко читаются… Интересно, какую роль играли водоемы в таких местах? Может быть сам химический состав воды в них отличается от равнинных «обычных» озер и рек? Сейды тоже вряд ли «случайно» оказывались над и вблизи источников. Совершенно очевидно, что в этом был заложен какой-то смысл. В некоторых местах Кольского полуострова сейды являются своеобразными маяками, указующими неведомую дорогу - если идти от сейда к сейду, то от каждого открывается вид наследующий. Кто обозначил священными камнями эти тропы, кто по ним шествовал, и куда они ведут? Пути миграций? Как тут не вспомнить о неком камне (часто фигурирующем в сказках), от которого идут три дороги… дороги судьбы. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3946] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4749] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7796] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4913] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [756] | Гипотезы и прогнозы [4311] | Дом,сад,кулинария [29] |
Животные и растения [2622] | Здоровье и красота [5373] | Интересности и юмор [3598] |
История и археология [3511] | Космос, астрономия [1784] | Мир вокруг нас [1777] |
Наука и технологии [1971] | Непознанное [3418] | НЛО,уфология [1731] |
Общество, в мире, новости [7656] | Психология и отношения [18] | Стихия, климат, экология [33] |
Фильмы и видео [47] | Частное мнения [20] | Эзотерика и феномены [1967] |