Вторник, 10.09.2019, 01:48
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

22:44
Храм Хатхор в Дендере
Дочь солнечного божества Хатхор почиталась египтянами как идеал женственности, материнства, "Золотая госпожа любви". С древнейших времен ей были посвящены бирюза и малахит, а также копи на Синайском полуострове, где добывались эти полудрагоценные камни. Зеленый и голубой были у египтян цветами вечной жизни, которой повелевает дочь Ра.

Обитающая в стволе священного дерева сикоморы, богиня дарует жертвенную пищу и священную воду душам усопших, странствующим на пути в иной мир. Только вкусив даров Хатхор, души могут достичь своей цели: испив священной воды, они обретают знание тайн загробного мира, но уже не могут вернуться к своей земной форме. Заботливая мать Хатхор в образе коровы, своего священного животного, шествует по зарослям тростника, указывая путь истины заблудшим душам, питает божественным молоком фараона - своего сына.

В гневе милостивая богиня становится беспощадной. Приняв облик львиноголовой Сехмет, она, согласно легенде, беспрестанно преследовала людей, восставших против вселенской гармонии Маат, установленной Ра. Умиротворенная, богиня с триумфом возвратилась из далекой африканской страны Бугем, куда удалилась в гневе. С возвращением Хатхор вселенная вновь вернулась к извечному порядку, а необычайный по силе, но милостивый паводок Нила означал, что "Золотая" умиротворилась и согласилась стать супругой бога Хора, повелителя Эдфу. Это событие, происходящее на двадцатый день нового года, стало с тех пор для древних египтян общенациональным праздником. Домом возвратившейся "Золотой" богини стал величественный и необычайно красивый храм Храмовый комплекс Хатхор, известный еще с III тысячелетия до н.э., несколько раз перестраивался. Еще в 23 в. до н.э. фараон VI династии Пепи I расширил древнее святилище богини. Каменные блоки с именами великих царей Среднего и Нового царства - Аменемхета III, Тутмоса III были положены в основание здания, воздвигнутого в I тысячелетии до н.э. при наследниках Александра Великого, Птолемеях, и их преемниках - римских императорах. Вновь возведенный храм действовал на протяжении пяти веков.

За монументальными воротами открывается храмовый двор. В виде четырех великолепных ликов богини выполнена руками древних мастеров каждая "хаторическая" капитель первых шести колонн пронаоса - крытого колонного зала, передняя часть которого открыта лучам утреннего солнца. Нижние части колонн соединены небольшими стенками, отделяющими внутреннюю, сакральную часть храма от проникновения профанного мира. Каждая огромная колонна это каменное подобие систра - священного музыкального инструмента Хатхор, мелодичный звон которого сопровождал пение храмового хора.

Связь богини Хатхор с небом подчеркивается и обилием красивейших астрономических изображений в ее храме. Восемнадцать колонн первого зала храма символизируют собой не только систры, но и предвечные "опоры небес": потолок зала украшен сохранившими и по сей день свой цвет образами планет, важнейших созвездий, знаков зодиака, иллюстрациями, рассказывающими о прохождении ладьи солнечного бога через двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи.

Центральный проход ведет через небольшой второй колонный зал к святилищу храма. Капители шести колонн зала выполнены в виде цветов лотоса и папируса, из которых появляется четырехликая Хатхор, владычица всех сторон света. Второй колонный зал храма всегда находился в полумраке, освещенный лишь масляными лампами и играющими на обитых золотыми листами колоннах скупыми пучками дневного света, который проникал через специальные световые люки. Первозданная темнота еще раз напоминала о силах, окружавших тайну мироздания и о великих таинствах, которые совершались рядом в святилище.

Раз в год, во время праздника Нового года статуя Хатхор, а также и другие образы богов, почитавшихся в храме, выносились на солнечный свет. Жрецы помещали статуи в особую очистительную часовню - уабет, которая располагалась недалеко от святилища. Специальными стенками внутренняя часть уабет отделена от остального храмового пространства. Две колонны, увенчанные ликами Хатхор, поддерживают потолок, украшенный фигурой богини неба Нут, рождающей утреннее солнце. После очищения по лестницам, расположенным в стенах храма, статуи выносились на крышу комплекса, чтобы Хатхор, могла воссоединиться с божественными лучами своего солнечного отца - Ра.

Поднятые на крышу статуи помещались в специальном киоске. Изображенная на каждой из двенадцати хаторических колонн киоска, грозная гиппопотам Исида Хесамут, символизируя двенадцать месяцев года, звенит систром, прославляя воссоединение Хатхор с благодатными лучами своего великого отца.

Однако самые сокровенные божественные образы, символы и изображения никогда не покидали специально предназначенных для них помещений - крипт. Храм Хатхор насчитывает пятнадцать обнаруженных к настоящему времени крипт, расположенных в три яруса. В этих тайных, чаще всего подземных помещениях не только хранились предметы культа, но и проходили особые тайные церемонии.

В специальных шести "осирических капеллах", находящихся на крыше храма Хатхор в Дендере проходили таинства "возрождения бога", связанные с культами Исиды и Осириса. На потолках этих святилищ выполнены изображения небесных божеств, планет и созвездий. Здесь же когда-то находился и знаменитый Дендерский зодиак, к сожалению, вывезенный в XIX веке в Лувр.

Неподалеку от храма Хатхор располагается и священное озеро, заросшее пальмами. Здесь многие посетители Дендеры останавливаются перед внешней стеной храма: перед ними, запечатленная в камне, стоит сама царица Клеопатра VII, сопровождающая на молитву в храм к Хатхор своего сына Цезариона. Что ж, вслед за древними египтянами, сюда приходили греки и римляне, арабы и европейцы, которых притягивал в храм Источник Мудрости. Они с благодарностью черпали из него и слагали о нем легенды.





















































Категория: История и археология | Просмотров: 1261 | Добавил: arsone | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
-1
1 arsone   (29.10.2013 00:08)
Огромное количество изображений - всё трудно перечислить

0
2 Hil   (29.10.2013 03:28)
Барельефы, фрески и электрическая лампочка! Хаторы, мне кажется по современной терминологии. wacko

-1
3 arsone   (29.10.2013 08:20)
Как и на шумерских изображениях, макушки голов изображаются строго на одном уровне за определённым исключением.

-1
4 arsone   (29.10.2013 08:21)
У некоторых то ли пояс сзади свисает, то ли хвост.

-1
5 arsone   (29.10.2013 22:31)
И почему мир загробный полон звёзд? smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
-->