Четверг, 09.01.2020, 16:26
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



09:47
Святилище на Жеваховой горе...




«Ключ к разгадке тайны античного предшественника Одессы…

…следует искать на Жеваховой горе», – заявил профессор Эрнст фон Штерн 26-го апреля 1902 г. на заседании Императорского общества истории и древностей. К этому времени вся территория естественного плато, возвышающегося над заливом, перешла во владение города и была поделена на участки. При размежевании землекопы снесли одну из курганных насыпей, из которой извлекли греческие амфоры V в. до н.э. Эти-то находки и послужили основанием для доклада Э.Р. Штерна.

Первые находки античного времени на этом памятнике были сделаны еще в 20-х годах XIX века основоположником одесской археологии И.А. Стемковским. В те времена вся плоскость Жеваховой горы была усеяна обломками греческой керамики, что, по мнению исследователя, определяло место древнего поселения. Со степной, прилегающей к нему стороны, находился обширный курганный могильник. Самый большой курган и снесли землекопы еще в 1902-ом году, заложив тем самым вековую традицию уничтожения памятника.

Более чем за столетие от него мало что осталось – сказалось соседство кирпичного завода, который выбрал почти всю глину на горе. Пытаясь спасти хоть что-нибудь, экспедиция Южноукраинского государственного педагогического университета разбила летом 2006 г. раскоп на самом краю карьера.



Эти раскопки оказались самыми широкомасштабными за всю историю изучения памятника. Со времени обнаружения следов античной цивилизации, такие исследования здесь проводились лишь дважды – сотрудником Одесского педагогического института М.С. Синицыным в середине 1950-х годов, а также одесским археологом Э.И. Диамантом в 1972 году. В результате этих работ в юго-западной части плато были обнаружены остатки жилых помещений и глубокие ямы, заполненные золой и пеплом. Такие ямы Э.И.Диамант считал мусорными. Под одним из наземных строений археологи обнаружили котлован «полуземлянки с отопительной печью». В ее заполнении была сделана замечательная находка – письмо на свинцовой пластине. В нескольких строках некоему греку ольвийского происхождения – Протагору, предлагалось вернуться домой в связи с тем, что события, имевшие неблагоприятный для него резонанс, улеглись.

Казалось, эти находки противоречат утверждению профессора Штерна, который предполагал, что в античные времена на Жеваховой горе располагался некий «складочный пункт»: на обезвоженном плато с обрывистыми высокими берегами, без удобных морских навигационных подступов, никакого населенного пункта быть не могло…



Устами младенца…
Уничтожив курганное поле, экскаватор постепенно подбирался к охранным столбам в юго-восточной части горы, свидетельствующим, что античный памятник охраняется государством. Органы охраны памятников, как обычно, благославили эту деятельность и выдали дирекции кирпичного завода разрешение на свободную добычу здесь глины. Перед разработкой очередного участка бульдозер сгребал весь культурный слой в сторону, чтобы он не мешал – ведь примесь чернозема в глиняном сырье может привести к браку кирпичной продукции.

В ходе раскопок было обнаружено и изучено двадцать шесть различных комплексов античного времени. Интереснейшие находки не заставили себя ждать. Так, в одной яме, забитой пеплом и золой, обнаружено рыбное блюдо. На дне большой ямы в дальней части раскопа найдена целая «гетская» корчага. Тут же нашли нижнюю часть чернолакового сосуда с процарапанной посвятительной надписью на древнегреческом: «O/\Y»Эти буквы означали эпитет какого-либо божества. Например, Муз или богини Геры.



В соседней яме обнаружен еще один целый сосуд, но уже «скифского облика». Там же находился железный перстень с креплением для геммы и ракушка каури (у греков она символизировала женское естество) с отверстием для нити. Другая яма содержала целый сероглиняный сосуд и чернолаковую афинскую солонку. В яме №4 находилось несколько пирамидальных отвесов и пряслица для ткачества, керамические грузила от рыболовных сетей, два чернолаковых килика, обломки ножей, наконечники дротиков и стрел, амфоры, роскошные сосуды для благовоний и многое другое.

Почти в каждом объекте попадались обломки свинцовых пластин. Один комплекс дал увесистое свинцовое грузило от невода, причем абсолютно целое. На обилие находок свинцового шлака и изделий из этого металла указывал в своих публикациях по раскопкам на горе еще Э.И. Диамант. Свинец был очень популярным материалом в античные времена. Как известно, свинцовыми листами полностью обшивали корпуса и днища древнегреческих судов, начиная несколько выше ватерлинии. Свинец не только предохранял металл от коррозии, а дерево от гниения, но и способствовал остойчивости судна, не допускал обрастания днища ракушками. Очевидно, защитные свойства свинца в сознании греков носили сакральный характер, а потому он широко использовался для производства культовых изделий. Свинцовые шлаки и пластины часто находят на некрополях древнегреческих городов. Характерно, что в Ольвии находки свинцовых предметов наиболее распространенны именно на территории сакральных участков.

Ямы располагались в соответствии со строгой планировкой. Над каждой из них были возведены маркирующие «маяки» из массивных тесанных известняковых плит – чтобы новый объект случайно не зацепил соседний. Честно говоря, задуматься над смыслом и назначением этих «странных» с хозяйственной точки зрения, комплексов нас заставил невинный вопрос одной из увлеченных старшеклассниц, помогавших на раскопе: «А зачем греки выбрасывали в мусор стрелы, целые свинцовые грузила и монеты?»…



«Священные помойки»

Этот вопрос заставил нас задуматься о смысле всего спектра находок из каждого раскопанного комплекса. Выяснилось, что таков весьма широк и разнообразен. В каждой яме находились предметы различной функциональной принадлежности: начиная с украшений, и заканчивая загадочными круглыми заготовками из амфорных стенок («намотки»). Весьма типичными оказались находки, связанные с домашними ремеслами, – глиняные грузила для ткацких станков. Но они не были пригодны для практического применения (отсутствие обжига, отверстия для нити). Кроме того, многие вещи перед тем, как бросить в яму, хозяева «портили» намеренно. Например, у дорогих чернолаковых сосудов отбивали нижние части, поддоны исписывали посвятительными надписями в честь богов.

Все это наводило на мысль, что мы имеем дело вовсе не с поселением античного времени, а со священным участком. Так называемые «поля культовых ям» известны по всему эллинскому миру, однако «жеваховское» оказалось уникальным в своем роде. Судя по всему, оно имело особое значение в античном Причерноморье. Ведь именно здесь пролегал морской торговый путь из Средиземноморья в Ольвию и крымские города. В районе современного Одесского залива располагался крупный портовый город и целый куст периферийных поселений. Их жители, надо полагать, и составляли основную «клиентуру» святилища на Жеваховой горе.

Культовые ямы предназначались для отправления обрядов, связанных с плодородием, земледелием, поклонением земле. За плодородие и земледелие в Элладе «отвечала» богиня Деметра – один из главных персонажей северо-причерноморского религиозного пантеона. Культы в ее честь отправлялись в сочетании с поклонением ее дочери – Коре-Персефоне, которая являлась женой властителя подземного царства Плутона. Культ в честь Деметры и Коры обладает определенными ритуальными признаками. В ее честь греки приносили нижние части сосудов (символ потустороннего мира). Перед тем, как сбросить приношения в яму, хозяева намеренно их ломали (если речь идет о предмете). Это символизировало «умерщвление» вещи. Такой ритуал означал своего рода «кормление» другого мира, поддержание его жизни с помощью «пищи», приготовленной по «зеркальному» рецепту (разбить, сломать). Только в этом случае приношение может быть принято в ином мире. Так происходит изменение семиотического статуса вещи, и самый заурядный бытовой предмет становится культовым. Но без учета признаков «умерщвления» это не всегда это можно заметить. Видимо, поэтому Э.И. Диамант и принял «священные помойки» за обычные бытовые мусорные ямы.

Одними из магических вещей являются и самодельные «намотки». Вырезанные из стенок сосудов или известняка, они встречались практически в каждом комплексе. Чудодейственное предназначение «намоток» на разных святилищах подчеркивалось надписями-посвящениями Коре-Персефоне. Стрелы и оружие посвящали Аполлону, поскольку он отвечал не только за праздник жатвы (таргелии, в июле), но и помогал охотникам. Исключительная меткость его стрельбы особо отмечена в древнегреческих мифах.



В честь Деметры существовал специальный праздник тесмофорий, – один из самых распространенных в причерноморских греческих городах, где основной статьей экспорта являлись зерно. В нем могли принимать участие только женщины. Тесмофории были связаны не только с земледелием или плодородием, но и с брачной жизнью, поскольку Деметра являлась одной из ипостасей Великой Богини-Матери, и воспринималась как богиня жизни и смерти.

На Деметру были также возложены функции покровительницы ремеслам. С этим связаны многочисленные находки глиняных пряслиц. Кроме того, у греков символика ткачества тесно переплеталась с мотивами судьбы и жизни. Считалось, что Мойры плели именно нить судьбы. За ткацким станком у Орфея изображалась и Кора-Персефона, которая являлась хранительницей всякого посева (поскольку в Северном Причерноморье зернохранилищами служили большие подземные резервуары).

Почему же Э.И. Диамант пришел к иным выводам при раскопках на горе более тридцати лет тому назад? Потому что он раскопал лишь ничтожную часть памятника, и его раскоп мог зацепить участок, застроенный сооружениями культового характера (храмы, каменные ограды священных участков, жилища жрецов и т.п.), каковые имеются при многих античных святилищах.

Даже по предварительным результатам древнегреческое святилище на Жеваховой горе можно назвать одним из крупнейших в Северном Причерноморье в V-IV вв. до н.э. Его расположение полностью соответствует представлениям о сакральной географии в античном мире. Присутствием священных капищ были отмечены любые чем-либо примечательные места. Например, урочища или приметные вершины, грязевые вулканы и важные в географическом и навигационном отношении острова, проливы, мысы, а также серные и иные источники. Так, дельфийский оракул вещал именно над зловонной расселиной у горы Парнас. Уникально-зловонные запахи лечебных грязей Куяльницкого лимана у Жеваховой горы, могут и сегодня обострить провидческое чутье каждого. И, если подобные ароматы из здешних расселин испускались и в античные времена, то без своего оракула Жеваховское святилище никак не могло обойтись.



Святилища, помимо культовых сооружений, на возвышенностях могли служить и маяками, а также сторожевыми пунктами, обеспечивающими визуальную связь с центром. Подобная маячная служба могла находиться и на Жеваховой горе (еще одно возможное объяснение находкам строений Э.И. Диамантом). Существование маяка на этой возвышенности совершенно необходимо, при наличии морского торгового пути, проходившего через нынешний Одесский залив, и судоходности Куяльника и Хаджибея, которые в те времена были реками.

Все это позволяет видеть в Жеваховой горе древнегреческое общественное святилище ландшафтного (или полисно-пограничного) типа. Такие святилища в Причерноморье чаще всего устраивались в пограничных зонах на мысах, реже – из-за немногочисленности таковых – на маленьких островах, холмах, в дикорастущих рощах, лесах. В античное время по линии нынешнего Хаджибейского лимана проходила граница сфер влияния соседних городов-государств – Ольвии и Истрии. «Священная» Жевахова гора находилась именно на этом рубеже ольвийского полиса и указывала на его юго-западные пределы. Вполне допустимо, что в соответствующее время сюда съезжались не только жители близлежащих поселений, но и Ольвии (например, тот же Протагор) для отправления официальных культов в честь почитаемых божеств.

Подобные святилища маркировали границы ольвийского государства по всему периметру. Например, юго-восточным «пограничным столбом» являлся культовый комплекс на Тарханкутском полуострове. А северную границу определяло общественное святилище на берегу Бугского лимана, напротив современного Николаева (поселение Богдановка). Там находился своеобразный «огненный алтарь». Здесь единовременно сжигали огромное количество камыша, снопов пшеницы, ячменя. Сохранились следы воздействия очень высоких температур на землю и камни. «Богдановский» алтарь фунционировал в связи с определенными циклами сельскохозяйственных работ, а также символически защищал северные окраины полиса. Священный огонь в виде громадного костра должен был воздействовать как сотерическая магическая сила, способная препятствовать проникновению на территорию полиса холодных масс воздуха и вражеским вторжениям.

«Пуп земли» на Жеваховой горе

Свой «огненный алтарь» находился и на Жеваховой горе, в центральной ее части, в десятке метров от фронтального, открытого морю, обрыва. Первым на него наткнулся экскаватор. Но от разрушения уникальный объект спасли строгие требования технологических служб кирпичного завода к чистоте и качеству добываемой глины – ведь примесь инородных включений в сырье портила кирпич. А в этом месте вертикальный разрез котлована изобиловал черноземными включениями. Он был похож на огромный слоеный пирог. Из него во множестве торчали амфорные ножки, кости, фрагменты чернолаковых сосудов. Поэтому мы остановили экскаватор и стали зачищать этот разрез. И открыли обширную цилиндрическую яму, которая достигала в диаметре пяти метров. Видимая в разрезе глубина объекта превышала три с половиной метра. Все это напоминало засыпанную шахту для пуска баллистических ракет, в которой слои мусора чередовались с толстыми слоями пепла, золы и пережженной глины.

Если бы мы случайно там не оказались в тот момент, говорить сейчас было бы просто не о чем. Наш основной раскоп находился в полусотне метров в стороне. Мы взялись за эту яму лишь после «открытия» ее экскаватором, чтобы попытаться и ее спасти. И менее всего ожидали от ее раскопок чего-то удивительного. Тем более, что были удовлетворены прекрасными находками со всего святилища. Ибо, как сказано: «У Бога добавки не просят». Мы и не просили, Он сам предложил.



Правда, пришлось потрудиться. Копали мы на этом месте более двух недель. Выяснилось, что в середине IV в. до н.э. здесь была вырыта абсолютно круглая в плане яма глубиной до 6 м. На плоском глинистом дне был разведен огонь (судя по пеплу, палили камыш). Стоя на краю котлована, люди брали с отвала свежую глину, сдавливали комок в ладонях и бросали в огонь. После всего днище залили тонким слоем зеленоватой морской глины. На этой прослойке была возведена конусовидная насыпь из утрамбованного пережженного грунта, высотой до полутора метров. В ее теле было найдено множество обломков керамики со следами воздействия огня, бронзовые наконечники стрел, ритуальные «намотки». В основании насыпи находилось небольшое корыто, вытесанное из местного камня-ракушечника.

Простояв какое-то время под открытым небом, яма постепенно засыпалась грунтом до половины своей глубины. Конусовидная насыпь значительно оплыла. Но вскоре сюда вновь явились люди и развели огромное пламя. Огонь достигал такой силы, что мощность утрамбованного пепельного слоя в яме превышала 20 см. Глинистые борта ямы значительно пропеклись. В огонь бросали донья амфор, стенки керамических сосудов, множество костей. Пожарище наверняка было видно за десятки километров. После этого яма вновь была заброшена и простояла под открытым небом несколько лет, пока не заплыла окончательно. Судя по масштабам этот комплекс являлся одним из центральных в системе культового святилища на Жеваховой горе.

Именно здесь нас ожидала «находка сезона». Возведенная на дне ямы конусовидная насыпь оказалась так называемым «омфаломсом». «Омфалос» – с древнегреческого переводится как «пуп земли». В античном мире он трактовался, как центр мироздания. В нашем случае, этот «центр» располагался в середине круглой в плане ямы (так называемой «целлы»), символизировавшей собой это самое мироздание. Грубо говоря, греки соорудили на горе миниатюрную модель мира.



Самый известный в античном мире омфал находился в Дельфах, у подножия Парнаса. По преданию, Зевс захотел выяснить, где находится «центр земли» и запустил двух орлов в разные стороны. Они облетели землю и встретились над Дельфами. Древнейший дельфийский омфал хоть и был каменным, но внешне не отличался от омфала на Жеваховой горе.

Название Дельф произошло от слова дельфос – «лоно». Греки связывали его с трубообразным отверстием на склоне горы Парнас, которое вело к мрачной пещере, где обитал огромный змей Пифон. Пифон пожирал всех, кто осмеливался приблизиться к этой расщелине. Поднимаясь на гору, Аполлон не только убил чудовище, но и заложил на этом месте храм, получивший название Пифийского. Это место стало обиталищем пифийского оракула, наиболее авторитетного в древнем мире. Ритуал гаданий был связан со зловонным источником в пифийской пещере, испарения которого, как считалось, оказывали наркотическое воздействие на прорицательниц. По легенде, этот зловонный запах шел от разложения трупа убитого змея.

Греки почитали порой сделанные «без всякого искусства» предметы, овеянные особым ореолом древней святости. Омфал – один из самых известных предметов такого рода. Поэтому в древнем мире их было известно велдикое множество. Традиция почитания «пупа земли» берет свое начало в очень древних представлениях о Великой Богине-Матери, которая имела власть над сотнями святилищ героев по всей Греции, где сохранялись челюстная кость, отсеченные гениталии покойного, а также его пуповина (отчего подобные захоронения иногда именовались «святилищами пупа»). Такая пуповина, некогда соединявшая тело младенца с материнским лоном, являлась зримым символом того, что герой, как бы велик он ни был, происходил от женщины, ей был обязан появлением на свет и служил Богине-Матери.

Культ Великой Богини в Средиземноморье стал постепенно угасать примерно в 4300-х годах до н.э., и окончательно утратил свои позиции в 2500-х годах до н.э. Начиная с этого времени, эллинская религия представляет собой причудливую смесь матриархальных староевропейских верований и патриархальных индоевропейских обычаев.В разных местностях это происходило по-разному. В частности, в Греции на первое место постепенно выдвигается представитель мужского начала – Зевс, оформленный мифографами как отец и царь богов Олимпа».

После победы олимпийства многие прежние верования сохранялись в виде посвятительных мистерий. Великая Богиня-Мать заняла на Олимпе не только место жены Зевса – Геры. Все олимпийские женские божества – суть ее многочисленные ипостаси. В том числе и дочь Деметры, Кора-Персефона, которая после брака с Плутоном, получила в управление древнюю собственность Богини-Матери – подземный мир.

Так вот, самая распространенная эмблема Великой Богини-Матери имела вид омфала. Первоначально он мог являть собой горку тлеющих углей, покрытых белой золой (это был самый простой способ бездымного хранения огня). Почитание «пупа земли» на «жеваховском» святилище было связано с поклонением женскому божеству, которое почитали в Элладе еще в «доолимпийские» времена.

Древние авторы (Гесиод, Пиндар, Павсаний, Страбон и др.) сообщают о том, как выглядел дельфийский омфалос. Эти сообщения дополняются сохранившимися изображениями на рельефах и в вазописи. Общим для всех этих свидетельств является представление пупа земли в виде полусферы (пол-яйца), что встречается не только в греческой, но и в ряде других традиций. Именно такую полусферу, или пол-яйца, мы нашли на Жеваховой горе.

Вся эта смесь верований и культов была успешно привита первыми колонистами на благодатной почве Северо-Западного Причерноморья. Как показывают результаты раскопок, собственный, северо-причерноморский «пуп земли» возвели и граждане Ольвийского государства на южной окраине своего полиса. Ключ к разгадке тайны античного предшественника Одессы подобран.

А.Добролюбский, А.Красножон.



ТРК «Академия» — Омфаллос на Жеваховой горе




Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: http://zamkovagora.kiev.ua/content/index.php?cmd=2&id;=213| Просмотров: 1157 | Добавил: moldena21| | Теги: святилище, горе..., Жеваховой, на | Рейтинг: 5.0/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3946]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4913]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [768]Гипотезы и прогнозы [4320]Дом,сад,кулинария [45]
Животные и растения [2631]Здоровье и красота [5395]Интересности и юмор [3611]
История и археология [3528]Космос, астрономия [1791]Мир вокруг нас [1786]
Наука и технологии [1974]Непознанное [3440]НЛО,уфология [1734]
Общество, в мире, новости [7746]Психология и отношения [31]Стихия, климат, экология [52]
Фильмы и видео [83]Частное мнения [34]Эзотерика и феномены [1971]
-->