Воскресенье, 26.01.2020, 06:42
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



21:27
О проблемах кинофантастики в России




Для начала – два факта.
Первый факт: самым популярным киножанром у российского зрителя является научная фантастика. В двадцатке самых кассовых фильмов прошлого года половина – НФ. В самом широком диапазоне: от детских дураковатых «черепашек-ниндзя-мутантов» до героической «Грани будущего» и хитросделанного «Интерстеллара».

И второй факт: окупившихся отечественных научно-фантастических картин за всю историю новейшего русского кинопроката – одна (с натяжкой) штука.

С фэнтези ситуация чуть получше: дилогия «Дозоров», «Тёмный мир» 2010 года, «Индиго» 2008 года, «Мы из будущего» с «Туманом». А вот окупившихся фильмов про будущее, вторгающееся в настоящее, – в виде открытий, пришельцев, технологий и проч. – нету.

…Что тут стоит отметить. Вообще научно-фантастические фильмы в России – снимают. «Параграф 78» (2 шт), «Обитаемый остров» (2 шт), «Мишень», «На игре» (2 шт), «Чёрная молния», «Гадкие лебеди», «Новая Земля», «Зеркальные войны: отражение первое». У некоторых из них были даже вполне приличные бюджеты – по 7-8 млн в долларовом эквиваленте. Из них из всех очень условно окупилась «Чёрная Молния» – история про хорошего студента Диму, которому досталась по случаю старая летающая «Волга». То есть фильм бы даже нормально окупился, если бы в его раскрутку не было сгоряча вбухано столько же денег, сколько в съёмки.

А остальное пролетело с более или менее диким треском. Если вам интересно, почему всё так – давайте об этом поговорим.

У меня есть версия, уважаемые читатели. Штука вся в том, что отечественная фабрика грёз – не является фабрикой грёз. В том смысле, что российский кинопроизводящий класс – грезить боится, не умеет и не хочет. От слова совсем.

В чём вся штука: российская якобы «фантастика» является на деле киношкой двух жанров, хорошо освоенных отечественными киноделами за последние 30 лет. Я имею в виду антисоветскую чернуху и бандитский сериал.

Если попробовать вывести штампы российской кинофантастики – то получится следующее.

Вариант 1, молодёжный. В центре повествования группа обычных московских студентов: компьютерный гений, каратист, спортсменка-экстремалка в милитарных штанах и гонщик-стритрейсер. Волей случая их привлекают к участию в эксперименте, в результате которого они обретают суперсилы – и начинают валить друг друга в интересах какого-то не то олигарха, не то силовика.

Вариант 2, спецназовский. В центре повествования группа спецназовцев: компьютерный гений, каратист, спортсменка-снайперша с короткой стрижкой и ещё каратист. Волей случая им дают задание, в результате которого они начинают валить друг друга в интересах какого-то не то силовика, не то олигарха.

Вариант 3, патриотический. В центре повествования один спецназовец. Волей случая ему достаётся задание по борьбе с каким-то не то силовиком, не то олигархом, укравшим передовую бомбу и желающим всё взорвать.

Вариант 4, социально-философский. То есть снятый по Стругацким, или по мотивам Стругацких, или под влиянием Стругацких. В центре повествования стругацкое тоталитарное общество, где всё плохо и люди – звери. По ходу сюжета, однако, всё неожиданно меняется к худшему.

Единственным – частичным – исключением из всего этого является собственно «Чёрная молния». Это, конечно, калька с западных «суперхиро муви» (а герой-одиночка – это не наше), но сам центральный персонаж хоть напоминает нормального человека, не являясь ни мажором, ни бандитом, ни суперкрутым мегаспецназовцем, ни компьютерным гением.

А теперь о главном. Причина, по которой российские кинотворцы не хотят и не умеют мечтать, – та же, по которой они двадцать лет были не в состоянии снять ни одного человеческого фильма о Великой Отечественной войне. Про советскую армию не положено было снимать хорошо – и не снимали. Мечтать не положено – и не мечтают. У них поразительно убогая сюжетная вселенная. Выдерни из неё олигархов, Тоталитарную Власть и международных террористов – не останется зла. Выдерни столичных мажоров – не останется героев. А уж представить себе Родину в виде добра, ведущего справедливую войну или создающего колонию на Марсе, – они вообще не в состоянии. Они не чувствуют в этом ничего «стругацкого», то есть пессимистичного и про тоталитарность, то есть того, что вроде как положено.

Отсюда сама собой следует хорошая новость. Раз уж государство сумело каким-то образом сломать 25-летнюю мощную традицию «чернухи про СССР», то оно справится и с внутренним цеховым запретом творцов на мечту.

Если, конечно, оно не хочет, чтобы мы так и продолжали смотреть исключительно чужие грёзы.

Рекомендуем также ознакомиться с видеообзорами "Системный взгляд на российский кинематограф" и "Системный взгляд на современный кинематограф", более подробно раскрывающими эту тему.






Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Общество, в мире, новости | Источник: http://www.odnako.org/blogs/o-problemah-kinofantastiki-v-rossii/| Просмотров: 1060 | Добавил: Profesor| | Теги: России, проблемах, кинофантастики | Рейтинг: 5.0/7

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 15
2
1 Микулишна   (08.06.2015 23:06)
Сто процентов верно, что очень печально. Наш кинопром напоминает больного в коме - дышит, и только. Да ещё ест и требует много денег на поддержание своего состояния овоща. Я не смотрю наши фильмы после ухода мастеров кино советского периода. "Черную молнию" смотрела - троечное подражание амеровским фильмам, где самые убедительные моменты - те, в которых отсутствует фантастика. "Параграф 78" - что-то донельзя жалкое - остановить эпидемию при помощи противозачаточного средства? А спецназовцы, у которых вместо мускулов жир выпирает по бокам? В амеровских фильмах хоть актерская фактура есть.
Были ли советские фантастические фильмы достаточного уровня - в плане как идеи, исполнения, антуража? Ну, так, чтобы про Космос, а не просто "Заклятие долины змей", или "Голова профессора Доуэля"? "Дознание пилота Пиркса" по Лему, нашумевшая комедия "Кин-дза-дза" (скорее уж памфлет, чем фантастика), "Конец вечности", детская фантастика "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", "Туманность Андромеды" 67г, произведший фурор " Через тернии к звездам" 80г и, конечно, "Солярис" Тарковского (мало кто знает, что бы "Солярис" 68г с Лановым). Можно назвать ещё и другие, тоже удачные. Советская фантастика просто не дожила до того момента, когда мировой кинопром взял на вооружение компьютерные спецэффекты.
Надо отметить, что именно фантастика особенно тщательно подвергалась цензуре - действовал принцип партийности. Авторам не позволялось особенно мечтаться: фабула произведения должна содержать в первую очередь идею преимущества советских достижений и советского образа жизни и коммунистического мышления перед западным менталитетом и бездуховностью. Голливудских бюджетов не было. Откуда черпали сюжеты и идеи наши кинотворцы? Из творчества романистов - как западных, так русских и советских. Принцип избирательности - опять же партийность. Вот это цензурное ограничение вкупе с маленьким бюджетом во многом лишало наш кинематограф зрелищности - упор шёл на идею. Иногда получалось очень стремно, как с "Гиперболоидом инженера Гарина" режиссера Квинихидзе.
Социальная фантастика давалась лучше - как "Собачье сердце " Бортко. В советское время умели мечтать: Ефремов, Стругацкие, Беляев, Кир Булычёв, Георгий Мартынов (роман "Каллисто"), Алексей Толстой ("Аэлита"), Лидия Обухова ("Лилит"), Ольга Ларионова ("Чакра Кентавра") и многие другие - была у нас блистательная космическая фантастика. Сейчас же в книжном деле царит не идея, а прибыль. Вместо цензуры - издательский формат, его цель - создать поток однотипной литературы, чтобы подогнать его под серию. В лучшем случае получаются "Дозоры", "Ведьмаки", и "Волкодавы", из которых получается такое же кондовое кинцо, которое можно гнать сериями.

2
3 Muscarin   (08.06.2015 23:14)
Мне кажется,или вы забыли прекрасный советский фильм "Планета бурь" 1962 г.Периодически с удовольствием его пересматриваю,как по мне один из лучших,если не лучший фантастический фильм времён СССР.
Всех Благ.

1
4 Микулишна   (08.06.2015 23:29)
А вот здесь список неплохой: http://ru.wikipedia.org/wiki....D1%82%D 0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1% 8C%D0%BC%D1%8B_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

Поискать надо, что ли, старые фильмы да пересмотреть, что можно. Пасиб Профессору, что напомнил и такую тему поднял.

1
5 Muscarin   (08.06.2015 23:42)
К сожалению в ссылке, не отображается кириллица.Но направление поиска понял.Принято.
Тема действительно интересная.Иностранные фильмы давно не смотрю.Недавно пересматривал подборку передач"Этот Фантастический Мир"(Можно найти на просторах интернета.)Наверное многие уже и не помнят такую,а когда то ждали каждого нового выпуска по ТВ.
Всех Благ.

0
2 Микулишна   (08.06.2015 23:13)
А то вспоминается мне такая фантастика с Алексеем Паниным, названия не помню: типа, нашёл придурок потерянный одним одичалым ученым препарат, сожрал его и начал читать мысли. В результате здорово наблатыкался играть в карты - стал с дружками богатым чуваком. Такая вот фантастика, ёпт.
А "Обитаемый остров" в режиссуре Бондарчука зря охаяли - это лучший фильм среди всего, что выпустила наша киноиндустрия за последние десятилетия. Просто был заказ критике - топить. По сравнению с Голливудом, конечно, ученический уровень, но все же добротно для наших широт. Это, конечно, не Вачовски со своим "Облачным атласом".

1
6 Мартин   (08.06.2015 23:50)
Не плохой был фильм Бондарчука старшего " Молчание доктора Ивенса". А в целом с фантастикой у нас никак . Смелости что ли нехватает , хотя сваливают на отсутствие денег.

0
11 Микулишна   (09.06.2015 00:43)
Смелости точно не хватает - ползают по земле. Иногда пытаются играть в психологичность, но не получается - типажи все какие-то неестественные. Картонные, как сказали бы критики. Такие персонажи называют собирательно Васей Пупкиным - такая сырая мякина.

0
14 motkovairina   (12.06.2015 17:09)
Любовь Полищук сказала,почему так-актеров брать надо талантливых,а не по знакомству и прочим связям.Наши фильмы смотреть не могу,либо изгадят так ,что смотреть тошно(исторические) ,либо игры нет вообще.

1
7 Микулишна   (08.06.2015 23:52)
Хорошо снят фильм "Четвертая планета" 1995г - со смыслом.

0
8 Muscarin   (08.06.2015 23:56)
Как то этот фильм прошёл мимо меня,обязательно посмотрю.
Если верить Вики сюжет навеян "Марсианскими хрониками" Р.Бредбери.
Благодарю.

1
9 Микулишна   (09.06.2015 00:09)
Да, именно Бредбери, но решен весьма неплохо. Пойду смотреть "Планету Бурь". Соскучилась по нашим советским актёрам.

0
10 Muscarin   (09.06.2015 00:13)
Приятного просмотра.
Благодарю за познавательную беседу.
"Четвёртую планету" нашёл,буду уже днём смотреть.

0
12 Микулишна   (09.06.2015 22:48)
мдя, посмотрела треть фант. фильма "Звездный инспектор" 1980 года и вспомнила, конечно, сразу "Терминатора" 84, кажется, и "Чужой" 79года - ведь небо от земли. Какая у наших экранизаций фантастики за редким исключением особенность: герои ведут себя неестественно, как будто просто не знают чем заполнить промежутки между фразами. Второе, конечно, убогий антураж - почему-то эти обязательные обитые мягким материалом стены, футуристические конструкции неведомого назначения и какие-то ненастоящие костюмчики. А ведь "Тот самый Мюнхаузен" снимался в те же годы - 79й. Всё же фильмы-памфлеты и экранизации Мольера, Шекспира и Лопэ де Вега у наших получались гораздо лучше. А фантастика оставалась самым зажатым жанром.

0
13 Микулишна   (12.06.2015 16:57)
Советская мистическая классика всех времен и народов: "Вий", 1967г! Непревзойденные спецэффекты! Интересное о съемках фильма: http://www.kino-ussr.ru/forum/showtopic/7-interesnye-fakty-filma-viy



1
15 Микулишна   (12.06.2015 21:57)
Попался фильм "Гиперболоид инженера Гарина" 65 года, черно-белый, с Евстигнеевым в главной роли. До этого я видела только фотографии к нему. Хорошо же снято, атмосферно - в духе книги. Конечно, кинобюджет тех лет не позволял сделать декорации соответственно авторскому замыслу, поэтому интерьер дворца на острове опять выполнен в излюбленной в то время "футуристической" манере, то есть снова дутые квадраты без малейшей детализации.



А ресторан, где сидели Зоя Монроз и Роллинг, напоминал провинциальный кабак эпохи НЭПа.

А ведь это 25 год, конец шикарной эпохи модерна, и вечерние платья женщин-парижанок могли быть скорее всего такими:


Но старый фильм сто очков дает перед многосерийным "шыдевром" Квинихидзе, на который было угрохано много денег. И афиша к нему прилагается, какие в то время были: как будто школьник рисовал:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3946]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4913]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [775]Гипотезы и прогнозы [4335]Дом,сад,кулинария [64]
Животные и растения [2638]Здоровье и красота [5410]Интересности и юмор [3625]
История и археология [3562]Космос, астрономия [1808]Мир вокруг нас [1795]
Наука и технологии [1983]Непознанное [3475]НЛО,уфология [1734]
Общество, в мире, новости [7879]Психология и отношения [41]Стихия, климат, экология [76]
Фильмы и видео [106]Частное мнения [41]Эзотерика и феномены [1976]
-->