Когда советский многоразовый космический корабль «Буран» коснулся
взлётно-посадочной полосы близ космодрома «Байконур», ликованию
сотрудников ЦУПа не было предела. Шутка ли сказать: за полётом первого
советского «челнока» следили во всём мире. Напряжение было запредельное,
а стопроцентной гарантии успеха, как это всегда бывает, когда речь идёт
о космосе, не мог дать никто.
15 ноября 1988 года советский
беспилотник «Буран», преодолев земное притяжение и выйдя на заданную
орбиту, сделал вокруг Земли два круга за 3 ч. 25 мин., после чего
спокойно приземлился точно в указанном месте, отклонившись от заданной
траектории всего… на 5 м. Поистине филигранная работа, вошедшая в
историю освоения космоса как подлинный триумф отечественной науки и
техники! К сожалению, первый полёт «Бурана» оказался и последним.
…Идея
создать многоразовый космический корабль будоражила умы учёных ещё на
заре космонавтики. Так, в июне 1960 года, задолго до первого полёта
человека в космос, состоялось заседание Политбюро, на котором было
решено начать работы по созданию аппаратов для орбитальных полётов
вокруг Земли с посадкой на заданном аэродроме.
Разработкой таких
аппаратов занялись два ведущих КБ советского авиапрома: Микояна и
Туполева. А в 1966 году к работе подключились специалисты
лётно-исследовательского института имени Громова. В результате к
середине 1970-х годов была создана экспериментальная модель
пилотируемого орбитального самолёта, получившего название «Спираль».
Известно, что весил этот предшественник «Бурана» 10 т, мог вместить
экипаж из двух человек и весьма успешно прошёл необходимую программу
лётных испытаний.
Известно также, что примерно в это же время в
Советском Союзе была создана многоразовая авиационно-космическая система
(МАКС). Орбитальный самолёт в этой системе, стартуя с борта
самолёта-носителя Ан-225, мог доставить на околоземную орбиту двух
космонавтов и полезную нагрузку массой до 8 т. А для вывода на
околоземную орбиту искусственных спутников весом до 1000 кг была создана
двухступенчатая ракета лёгкого класса «Бурлак». Ракета весила не более
30 т и могла стартовать в космическое пространство с самолёта-носителя
Ту-160.
Экспериментальный орбитальный самолёт, созданный по программе «Спираль»
Так
что работы по созданию многоразового космического корабля в нашей
стране велись давно и весьма успешно. Однако, несмотря на очевидные
достижения, многоразовые космические корабли в СССР долгое время не
запускали в серийное производство. Причиной тому стали принципиальные
разногласия среди ведущих конструкторов космической техники. Далеко не
все считали разработку «челноков» целесообразной. К числу принципиальных
противников многоразовых космических кораблей принадлежал, например,
генеральный конструктор ОКБ-1 Сергей Королёв.
Он считал наиболее
перспективным в тех условиях ускоренное развитие ракетостроения — даже в
ущерб другим космическим программам. И на то были свои резоны, ведь в
конце 1950-х — начале 1960-х годов форсированную разработку мощных
ракетоносителей диктовала военная необходимость: нам позарез требовались
надёжные средства доставки ядерных зарядов. И Королёв со товарищи
блестяще выполнили эту задачу. Тем самым руководство страны получило
возможность решить сразу две стратегические проблемы: приступить к
освоению космоса и обеспечить ядерный паритет с США.
А в
дальнейшем, в 1970-е годы, развитие отечественной космонавтики,
очевидно, шло по накатанному сценарию. Было проще совершенствовать уже
имевшуюся технику, чем предпринимать радикально новые проекты, итог
которых предугадать было невозможно.
И всё-таки в середине 1970-х
на самом высоком уровне вновь вернулись к идее многоразовых космических
кораблей. Для разработки советского серийного «челнока» в 1976 году
было образовано НПО «Молния». В его состав вошли одноимённое
конструкторское бюро, которое уже занималось созданием многоразовых
космических систем, а также Тушинский машиностроительный завод и
Экспериментальный завод в городе Жуковском. Возглавил объединение Глеб Лозино-Лозинский, имевший к тому времени громадный опыт в проектировании многоразовых космических аппаратов.
Результатом
десятилетнего труда Лозино-Лозинского и его команды стал крылатый
орбитальный корабль многоразового использования «Буран», или изделие
11Ф35, по секретной терминологии тех лет. «Изделие» предназначалось для
выведения на околоземную орбиту различных космических объектов и их
обслуживания, для возврата на Землю неисправных или выработавших свой
ресурс спутников, а также выполнения других грузопассажирских перевозок
по маршруту Земля — космос — Земля.
Для того чтобы вывести
«Буран» на орбиту, разработали универсальную двухступенчатую
ракету-носитель «Энергия». Мощность её двигателей такова, что ракета
вместе с «Бураном» достигает 150-километровой высоты менее чем за восемь
минут. После чего обе ступени ракеты-носителя последовательно
отделяются, и автоматически запускаются двигатели самого космического
«челнока». В результате «Буран» за считаные минуты поднимается ещё на
100 км и выходит на заданную орбиту. Во время первого полёта
максимальная высота орбиты «челнока» составила 260 км. Впрочем, это
далеко не предел. Конструктивные особенности «Бурана» таковы, что
позволяют поднимать 27 т груза на высоту до 450 км.
Всего за
десять лет по программе «Энергия-Буран» было построено три многоразовых
космических корабля, а также девять технологических макетов в различной
комплектации для проведения всевозможных испытаний. Ещё два корабля,
заложенные на Тушинском машиностроительном заводе, так и не были
достроены.
Впрочем, очередной виток интереса к многоразовым
космическим системам снова не привёл к осязаемым результатам. Как раз в
это время в США активно разрабатывалась программа «Спейс Шаттл», и
свободная конкуренция с советским «Бураном» в планы американцев не
входила. А потому янки предприняли беспрецедентные усилия, дабы не
только заставить русских свернуть свои работы в этой области, но и
дискредитировать вообще всю советскую космическую программу.
«Буран» на стартовом комплексе. Альберт Пушкарев / Фотохроника ТАСС
Через
своих агентов влияния американцы, начиная с середины 1980-х годов,
стали усиленно насаждать в советском обществе взгляды на космос как на
основной тормоз социально-экономического развития страны. Дескать, зачем
нам вообще полёты в космос и тем более такие дорогостоящие проекты, как
«Буран», если в магазинах не хватает колбасы? И подобные «аргументы», к
сожалению, работали. А робкие объяснения учёных о важности
фундаментальных космических исследований, которые уже тогда приносили
огромный экономический эффект, тонули в общем потоке «антикосмического»
психоза. Неудивительно, что в условиях, когда даже очевидные достижения
Советской власти (а космос относится к их числу) в эпоху «горбачёвской
перестройки» воспринимались как отрыжка тоталитарного режима, у проекта
«Энергия-Буран» нашлись противники самого высокого политического
калибра.
Более того, о бесполезности «Бурана» вдруг заговорили и
те, кто по долгу службы был обязан отстаивать интересы отечественной
космонавтики. Аргументы, которые приводили чиновники Роскосмоса,
сводились к следующему. Дескать, у США уже есть свои «Шаттлы». А мы с
американцами дружим. Зачем же нам свой «Буран», когда можно вместе с
американскими коллегами на «Шаттлах» летать? Логика поразительная. Если
ей следовать, получается так: зачем нам свой автопром, когда у
американцев есть «Форд» и «Дженерал моторс»? Или зачем нам свои
самолёты, если в США выпускают «Боинги»? Однако «аргумент» оказался
железобетонным: в начале 1990-х все работы по проекту «Энергия-Буран»
были свёрнуты. Мы добровольно уступили лидерство США…
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский в рабочем кабинете
Судьба
уже построенных «Буранов» оказалась печальной. Два из них практически
сгнили на «Байконуре», недостроенные «челноки» и испытательные образцы
либо продали по дешёвке за кордон, либо растащили по деталям. И только
одному «Бурану» (за номером 011) крупно повезло: долгое время он
использовался почти по назначению. 22 октября 1995 года выдающееся
творение русской инженерно-конструкторской мысли отбуксировали в Парк
культуры и отдыха имени Горького в Москве и открыли там уникальный
аттракцион. Любой желающий, заплатив за входной билет, мог испытать
полную иллюзию космического полёта, включая искусственно созданную
невесомость.
Сбылась мечта идеологов «перестройки» и реформаторов гайдаровского разлива: космос стал приносить коммерческий доход…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
И зачем нам Бог послал эту долбанную перестройку... Я понимаю, что необходимы были перемены, но не до такой же степени - полного развала ведущих отраслей! Мечта США, их громадные потраченные деньги на разрушение СССР, в течение десятилетий, их спец институты по изучению нашей геополитики и экономики... Враги получили всё, к чему стремились, но несколько облажались в конце концов: выявились внутренние противоречия, и народ понял и распознал, где истина и где фальшь (я надеюсь), что и имеем на сегодняшний день. Притянутые за уши братья отпали, остались злобно шипящие змеи, но за бугром, кот. стараются выжить (иначе не скажешь), типа прибалтов и прочих амбициозных субъектов... Считаю, что так лучше! А "Буран" жалко, красивая машина!