Проблемы нашей
системы образования неслучайны. Они системны. Складывается четкое
впечатление, что эти проблемы являются не плодом деятельности группы
неумных и невежественных людей, а результатом работы как раз умных и
понимающих личностей. Только цели они себе ставят иные. Не улучшение
качества образования, не увеличение его доступности для граждан страны, а
деградация системы образования, её развал.
Дурак отличается тем, что его действия непредсказуемы и бессистемны.
Он «тыкает пальцем в небо». Действия того, кто хочет угробить российское
образование, наоборот, укладываются в ясную и четкую систему. Под видом
«реформ» идет процесс оболванивания великого народа, который до
последнего времени имел ЛУЧШУЮ в мире систему обучения и воспитания
думающих, знающих и способных творить граждан.
А потом начались «реформы образования»…
И идут они по четкому плану…
Один из моих единомышленников Андрей Соболев прислал мне следующее письмо:
«Я работаю преподавателем в Алтайском
государственном техническом университете (АлтГТУ). То что происходит в
системе высшего образования это кошмар. Преподавателю некогда заниматься
студентами и учебным процессом, т.к. его загружают пустопоржними
делами, в частности, постоянным переделыванием ФГОСов (федеральных
государственных стандартов). Стонем, но делаем. При этом зарплата
преподавателя — доцента, кандидата наук на 1 ставку составляет 13 800
руб. в месяц. В связи с этим, года два назад один из сотрудников нашего
вуза, который предпочёл остаться неизвестным, написал и разослал по
кафедрам статью «Семь шагов по развалу высшего образования» (статья
прилагается). Думаю она будет вам интересна”.
Вот эта статья. Прочитайте её. И подумайте, так ли случайны
действия "реформаторов” системы образования, или в их шагах, как раз
прослеживается четкая система?
КАК РАЗВАЛИТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Авторство неизвестно
Программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) из 7 пунктов:
- Снижение творческой мотивации педагогов
Общая идея. Как учил товарищ Сталин,
«кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы — кадры
еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности,
которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания,
а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и
нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей-людей?
Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему,
которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее
самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело — они
не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Конкретные действия. Показателем
социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки
обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата
(доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне
грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в
глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на
систему. При этом очень важно довести ситуацию именно до абсурда — чтобы
профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная
ситуация вводит разум человека в состояние аффекта.
Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные
дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера,
самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а
уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить такому ВУЗу.
- Подрыв авторитета педагогов
Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем
сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем
социального статуса человека, студенты в основной массе будут
презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и
неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает
эффективность близкую к нулевой.
Конкретные действия. Смотри пункт 1.
- Бюрократизация учебного процесса
Общая идея. Армейская мудрость гласит:
чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть
постоянно занят; не важно чем, главное — занят. Чтобы в головы педагогов
не проникли хорошие и умные мысли, они тоже должны быть постоянно
заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в
среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски
травы» для профессуры.
Конкретные действия. Аналогом «покраски
травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных
бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы
всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно
советской закалки) — люди вредные, упертые и стойкие. Даже в
бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую.
Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести
элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить
срочно и с-сегодня-на-завтра.
- Либерализация учебного процесса
Общая идея. Обучение человека чему-то
новому в большинстве случаев вызывает сопротивление. Поэтому насилие
есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса.
Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте
вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый
лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя
учили своих учеников? Результата был — ого-гo! Для снижения качества
образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс.
Человек — существо ленивое (студент — в особенности), поэтому студенту,
вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую
систему контроля, будет явно не до учебы.
Конкретные действия. Свободное (пусть не
de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов,
неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное
отчисление (в идеале — вообще избавиться от явления отчисления)
студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
- Разрушение интеллектуальной атмосферы
Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары — это
не главное. Главное — это создание образовательного поля. Именно
поэтому западные ВУЗы охотятся за нобелевскими лауреатами и известными
учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему
учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде
говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)?
Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном
месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на
глазах и рождают хорошие идеи.
Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием
низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и
пиши-«пропало» — поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже
начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия. Необходимо устранить
заслоны, не препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных,
агрессивных личностей. Для этого необходимо:
— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных
бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами
оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать,
увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3
программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного
педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс,
превращая его в потогонный конвейер.
- Подбор руководящих кадров
Общая идея. На высшие руководящие
должности в системе образования необходимо расставить людей, не
соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке
кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия. Кого следует
назначать на высшие руководящие должности в системе образования?
Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде
своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей,
которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных
системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в
этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему
покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются
следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные,
агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
- Маскировка
Общая идея. Чтобы программа разрушения
образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо
замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает:
чем чудовищнее обман — тем легче в него поверят. Люди склонны думать,
что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но
мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и
по-крупному.
Конкретные действия. Во-первых, в СМИ
необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации,
инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей
(победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в
целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на
второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затевать
бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или
20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4;
сначала вводить, а потом отменять бакалавриат, магистратуру, профильное
обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом
случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против
второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и
распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают
действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники
ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.).
После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и
самоподдерживающийся характер.
Вот собственно и все. Как видите — ничего сложного.