Который уже год думаю: что делать с телевизором? Выбросить жалко.
Смотреть тошно. Зачем купил? Не подумал, не разобрался. Бесполезная в
хозяйстве вещь, аппарат для мазохиста: телегрязь пополам с рекламой
продукции и услуг, которые мне никогда не понадобятся. Далёкий, на себя
замкнутый мир, в котором живут по каким-то своим маркетинговым
соображениям. А когда нёс из магазина, надеялся на лучшее. Думал,
тихими вечерами, будто встарь у камина, будем мы сидеть всей семьёй
вокруг него и смотреть что-нибудь светлое, доброе, а то, глядишь, и
вечное. В интернете, конечно, сейчас можно много чего отыскать по
вкусу, руки у Рос¬комнадзора пока ещё не до всего дошли. Некоторые
искренне считают, что телевизор – это такой бабушкин «Ютуб», в котором
отменить автовоспроизведение нет никакой возможности. Может, и так. Но
ведь всё самому искать тоже надоедает. Всё сам да сам. Как Робинзон
Крузо. А хочется, чтоб для тебя кто-нибудь сделал. Умный,
толковый, разбирающийся в политике и эстетике. Чтоб о тебе позаботился,
уважил тебя. Собственно, этого от телевидения всегда и ждали. Выдумки, новизны, уважения, заботы, просвещения. Не дождались. Время идёт, а ничего в лучшую сторону не меняется. Телевизор
живёт своей жизнью, а страна – своей. Заглянешь в этот иллюзорный мир
на секундочку, вздохнёшь, и пронесётся вот эта самая мысль: зачем мне
телевизор? Год от году картинка становится грубее и аляповятее,
первые два канала федеральных надо в защитных очках разглядывать, чтоб
без глаз от пестроты не остаться. Но и уши поберечь бы не мешало: кричат
в многочисленных ток-шоу порядочно. А главное, никакой новизны.
Всё те же лица, те же ужимки, тот же гогот «Комеди Клаб» и Ивана
Урганта, тот же «Голос». Как «пусть говорили» на Первом, так и говорят,
как обрабатывало ТНТ молодёжь пошлостью, так и обрабатывает. Древние
греки считали, мол, всё течёт, всё изменяется. Наш телевизор эту истину
опровергает. Телевидение непоколебимо в своей беспринципности –
единственный уголок стабильности в России. Ничто его не берёт. Ни время,
ни критика со всех сторон. Впрочем, такова природа телевидения. Мы его видим и слышим, а оно нас – нет. Односторонняя связь. Рекламы
в этот год, по ощущениям, стало больше, а новых программ – меньше.
Сокращение, правда, обещали изначально. Кризис. Это голоса зрителей до
слуха продюсеров каналов не доносятся, а тончайшие нюансы хруста купюр –
замечательно. В Год литературы больше всего пострадала классика.
«Тихий Дон» Урсуляка – едва ли не единственная постановка. В прошлом
году (с ходу вспоминаются «Куприн» и «Бесы») было как минимум на сто
процентов больше. Надо вроде бы расстроиться. Но, поглядев на то, что
получилось в итоге, к однозначному выводу не приходишь. Наоборот,
вертится мысль: может, и хорошо, что мало. Те ведь, прошлогодние, по
три, были тоже нехороши, как и «Тихий Дон» по пять. Ленинский принцип:
«Лучше меньше, да лучше» – вытеснен иным: «Меньше и хуже». Что этому
противопоставишь? Только нигилистическое: «Ничего – это лучше, чем
что-то». Потому что не должна экранизация классического романа
выглядеть, словно свободное продолжение сериала «Пока станица спит»,
снятое с большим бюджетом. Нельзя Шолохова ставить на одну доску со
сценаристами казачьего мыла, год назад шедшего по тому же каналу
«Россия». Впрочем, и здесь: сравнишь объёмы – неделя плохонькой классики
против полутора лет ужасающей мыльной оперы – и заохаешь. Кто нашему телевидению более ценен? Ответ очевиден. В
этом году много кому досталось. Год на телеоплеухи был урожайным. Не
пожалели ни Любовь Орлову с Людмилой Гурченко, ни Эдиту Пьеху с Джуной.
«Молодую гвардию» и ту в год 70-летия Победы не пощадили. И везде –
«подлинная история». В смысле, для телезазеркалья подлинная, а на самом
деле враньё и буйная фантазия сценаристов. Отдали дань махровому
антисоветизму в сериалах «Ленинград 46» и «Однажды в Ростове». Учили
воровать («Закон каменных джунглей»), фарцевать («Фарца»), изменять
близкому человеку («Измены») и Родине (клон американского сериала от
Павла Лунгина). Как ни включишь, обязательно во что-нибудь вляпаешься,
либо в «Озабоченных», либо в «Давай поженимся!». А для души, для дома, для семьи – почти ничего. Как не погрузиться в отчаяние? Тут уж и в самом деле: хоть выбрасывай телик туда, где ему самое место, – на помойку. Но народ – простой, добрый – меня разубедил. Захожу
я во дни сомнений и тягостных раздумий в магазин, вижу – смотрят от
скуки русские женщины-продавщицы телевизор. Фигурное катание. Мужчины. Я
тоже невольно засмотрелся, забыл, зачем пришёл. Красота, сила, чистота
линий. Музыка хорошая, лица свежие, молодые. Правда, с японским отливом.
Но что уж тут поделаешь, раз у нас один Плющенко. Посмотрел я пять
минуточек и подумал: если б такую красоту по телевизору каждый день по
всем каналам показывали, счастья бы в жизни прибавилось. Ведь
нам что нужно? Чуточку красоты. Немного уважения. Потому что без него
красоты не бывает. Уважения к классике, к зрителю, к нашей истории, к
стране. Дождёмся ли? Остаётся только надеяться.
Морозов Сергей
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|