В дни проведения военной операции в Сирии появились данные опроса
«Ромир», которые свидетельствуют о том, что 84% потребителей в России
экономят на продуктах питания, а 24–46% реже употребляют рыбу, мясо и
сыры и – о боже! – составляют перед походом в магазин списки. Некоторые
СМИ преподнесли это чуть ли не как свидетельство наступившего голода,
намекнув при этом потребителям, что всему виной расходы на армию. Расчет
на то, что в людях сработает известное с перестроечных времен
противопоставление «армии и еды»: мол, хуже живем, потому что больше
стреляем.
Продукты действительно подорожали и дорожают далее –
это не секрет, и власть не скрывает этого. Инфляция продуктов первой
необходимости задела абсолютное большинство граждан: к слову, 84% – это
примерно количество сторонников Путина. Но вместо того чтобы нагнетать
панику, необходимо разобраться и понять, каким образом повлияли цены на
потребление граждан, чем именно они (мы) пожертвовали?
Если
вникнуть в результаты опроса, то обнаружится, что, как ни странно, речь
идет о более рациональном подходе к покупкам (как сформулировано в
вопросе – «стиле покупок»). 44% опрошенных граждан вынуждены отказаться
от покупки дорогих товаров и стараются покупать более дешевые марки. Для
разных социальных страт, конечно, это может быть разный выбор – между
оригинальной моцареллой в элитной сети и белорусской моцареллой, либо
между молоком натуральным и порошковым. Но смысл в том, что продукты
начинают оцениваться не по брендам, а по их цене, и это как раз
нормально.
26% граждан, сообщает «Ромир», задумываются при походе
в магазин о том, чтобы не купить лишнее, и составляют списки.
Вообще-то, составлять список покупок – это не что-то особенное, а
нормальная привычка, которая говорит только о здоровой бережливости
человека. Ненормально как раз забрасывать в тележки «Ашана» горы
продуктов «на всякий случай», четверть из которых потом выбрасывается
или пожирается «от нечего делать» и «чтобы не выбрасывать».
Столько
же граждан – 24–28% – стали покупать меньше и реже мяса, колбас, рыбы и
сыров. Что такое покупать реже и меньше мяса, регулярно доводится
наблюдать в мясной лавке, когда продавец после обслуживания ряда
покупателей, которые килограммами набирают копченостей и прочих
деликатесов, задает изумленный вопрос тому, кто решил взять 300 г
вареной колбасы: «Это всё?» Мол, что ж ты не берешь как нормальный
человек. И бесполезно объяснять, что дело даже не в деньгах, а что
просто не нужно столько колбасы и вообще это личное дело каждого: все же
вокруг берут палками.
К слову, 75–85% опрошенных вовсе не стали
себя ограничивать при покупке овощей, фруктов и молочных продуктов. И
это показатель очень высокий, учитывая, что они тоже немало подорожали
как санкционные товары. Тем не менее и это факт: подорожание
ограничивает потребление продуктов, но не ставит основное население
перед совершенно безальтернативным отказом от них. Количество тех, кто
заявил о полном отказе от покупок молока, мяса и овощей на уровне
статистической погрешности – 2–4%. И только сухофрукты перестали
покупать 8% опрошенных.
Сразу оговорюсь и подчеркну, предвидя
гневные отклики обличителей режима – людям, которые не могут себе
позволить даже дешевые продукты первой необходимости, надо обязательно
помогать с помощью увеличения минимальных зарплат, социальных пособий,
дополнительных выплат и благотворительности. В конце концов, просто
купить продуктов тому, кто у прилавка мнется без денег. Увеличение
количества людей за чертой бедности до 22,9 млн человек, хоть оно и
вызвано повышением прожиточного минимума, неприемлемо для России, и надо
сделать всё, чтобы обеспечить людям приемлемый достаток.
Но для
львиной доли населения России, особенно в крупных городах, нынешнее
подорожание является отрезвлением от чрезмерного потребления,
установившегося в начале 2000-х. Когда торговые центры превратились в
главные объекты посещения и общения, шопинг стал самым привлекательным
занятием, а забитый купленными товарами багажник авто – символом
семейного счастья. Когда продукты первой необходимости покупались
втридорога только из-за пакета с эмблемой элитной сети магазинов, а в
пятницу вечером килограммами разбирали креветки и литрами дорогую водку.
Покупка простого продукта стала незначительной, даже скучной – хотелось
большего и нового. Излишество потребления слишком для многих из нас
превратилось в само собой разумеющееся, и так долго не могло
продолжаться.
Время «потреблядства» закончилось. И дело не в
Крыме, санкциях, операции в Сирии и расходах на армию – это только
видимые факторы. Дело в другом: потребление как образ жизни и
единственный её смысл – это тупик и разрушение, оно может привести
только к разложению и гибели человека и народа. Необходимо одуматься и
предотвратить это. В том числе путем самоограничения во имя выживания и
развития. Самоограничение должно коснуться всех, в том числе и так
называемую элиту, которая в особенности привыкла к излишеству и показной
роскоши.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Составляю списки уже очень давно. Как что-то заканчивается, пишу на бумажке, которая висит на маленьком стенде. Когда иду в магазин, список готов. Ничего лишнего не покупается. А люди часто берут всё подряд, даже не зная, а что у них есть в холодильнике и на полках. А значит выбрасывают продукты. Выбрасывая продукты, человек выбрасывает не только деньги, но и растрачивает свой "банк" заслуг.
Меня учила мама, а её в свою очередь её мама -моя бабушка: " Если что-то задемал купить полезноедля дома или своим близким - рассчитывай на СВОИ деньги,что ты себе откладываешь.Накопил - купил и так дальше держаться такого принципа.А если чего-то ты не можешь себе позволить,то лучше просто подождать.В конце-концов если ты обходишься без этого долгое время,значит это не настолько тебе необходимо.Надо нынешнему поколению снова учиться жить по средствам. А тем,кто любит шиковать перед другими - пусть Господь разбирается с ними. С презрением(неприязнью) отношусь ко всем "попам" мира "культуры". Это не культура, а пародия на неё. Посморите на них - это же сплошные размалёванные пустоголовые куклёшки. Уже не знают, КАК выпендриться друг перед другом. Что только на себя не напяливают,как только свои безмозглые черепушки не стригут и красят! Один Зверев чего стОит! Позорище, а не человек. Губёшки надутые выпятит,ботинки на платформище(!!!!) напялит и ходит, как петух в курятнике! А уж в отношении своих курятников - уж не знают, как и где купить, чтобы было "круче", чем у кого-то,кого они знают. А вот сделать со своих денег что-то на самом деле нужное для тех же детей россиян - на ЭТО у них то ли мозгов НЕ хватает, то ли жаба душит.Если кто-то из известных людей что-то делдает ДЛЯ людей, а не для себя, то об этих людях мало что слышно,потому что они не кричат на каждом перекрёстке о своих ДОБРЫХ и НУЖНЫХ для людей,делах.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]