Зачем лишать российских старшеклассников русского языка?
В прессу просочились некоторые основополагающие моменты единой концепции
преподавания русского языка и литературы в школе с учетом "доработок"
рабочей группы Госдумы России — в том виде, в котором документ будет
внесен "на суд" родителей и педагогов.
В ходе работы группы
спикер Госдумы Сергей Нарышкин делал разумные стратегические замечания —
в частности, относительно необходимости прививать детям самостоятельность мышления. Но то, что выдали по итогам работы эксперты, вызывает весьма противоречивые чувства.
В
отказе от термина "словесность" (он из концепции пропал) и сохранении
языка и литературы как отдельных предметов нет ничего плохого. Напротив,
существует огромный позитивный опыт обучения детей именно по такой
схеме. Зато введение двух уровней изучения русского языка: базового и профильного — сразу вызывает внутренний протест.
Дело в том, что базовый уровень будет подразумевать обучение детей
языку сугубо на "бытовом" уровне. Экзамен по "русскому бытовому" в этом
случае будет сдаваться после 9 класса. А в 10-11 родной язык из перечня
обязательных предметов исчезнет, превратившись в профильную дисциплину
только для будущих филологов. В перечне предметов ЕГЭ он,
соответственно, будет переведен в "необязательную" часть. Педагоги уже поспешили называть такую реформу катастрофой...
Ничего
хорошего не ждет в этом случае и литературу: обязательная программа, из
которой и так выпал за последние годы целый ряд важных классических
произведений, будет сокращена еще больше.
Новая концепция должна
начать воплощаться в жизнь довольно скоро, поэтому итоговый документ,
согласно существующим планам, должен быть готов уже в начале 2016 года.
Остается
лишь надеяться, что в ходе общественного обсуждения родители и педагоги
смогут убедить авторов концепции убрать из нее "двухуровневые"
новшества. В контексте того, что недавно чиновники заявили о намерении
ввести обязательное преподавание второго иностранного языка и
обязательное же ЕГЭ по первому иностранному реформа приобретает и вовсе
гротескные очертания. Достаточно вдуматься в саму постановку вопроса:
российские школьники могут остаться без обязательного ЕГЭ по родному
языку, но при этом с обязательным ЕГЭ по английскому. Это просто
какая-то антиутопия получается!
Нужно сказать, что мы в плане
знания русского языка и русской литературы и так до сих пор расхлебываем
печальные итоги образовательных и культурных реформ, имевших место в
лихие 90-е. Несмотря на то, что русский язык пока еще учат по 11 класс, а
ЕГЭ по нему является обязательным, в прошлом году прямо "по ходу дела"
Рособрнадзору пришлось снижать минимальное количество баллов по этому
предмету, необходимых для получения аттестата. Дело в том, что огромное
количество выпускников экзамен просто провалило! Вот чиновникам и
пришлось в срочном порядке спасать ситуацию, иначе десятки тысяч
выпускников остались бы со справками об окончании школы и без права
поступать в ВУЗ... Количество провалившихся не оглашали. Но оно в любом
случае впечатляющее. В 2013 году "русский" не сдали 17 тысяч
экзаменуемых — и тогда к таким серьезным мерам прибегать не пришлось...
А
теперь представьте, даже без оценочно-бюрократической составляющей: что
будет с грамотностью выпускников, если в 10-11 классах большинство из
них русский вообще учить не будут? К чему это может привести?
Во-первых,
снижение общего культурного уровня. Сейчас многие представители
интернет-молодежи и так не видят ничего зазорного в том, чтобы общаться
на разных вариантах "пиджинов". В начале был "олбанский": вроде бы стеб,
но уже замешанный на самом деле на безграмотности. Очень многим молодым
людям было "проще" и "круче" прятать низкий уровень знаний за модной
языковой субкультурой. А сейчас даже она вырождается в сети в "го",
"лс", "кс", "прив", "секси", "чмоки". И не задумывается никто над тем,
что в колониях пиджины были уделом туземной прислуги, рабов и батраков,
не имеющих шанса претендовать в жизни на что-то большее. Пиджин морально
и интеллектуально ограничивал человека. Наука, философия, общественная
жизнь, искусство требуют совершенно другого уровня владения языком...
Во-вторых,
родной язык является важным элементом формирования сознания. Не только
люди при помощи языка коммуницируют друг с другом, но и наше сознание —
взаимодействует с миром. Язык фрагментирует и организует окружающий мир,
закладывает базу для анализа и синтеза. Причем, важнейшую роль играют
все составляющие языка: от фонетики до грамматики. То, в каком виде
существуют в языке, скажем, местоимения или числительные, накладывает
серьезный отпечаток на коллективное сознание, влияет на ментальность.
Грамматика сказывается на логическом и вербальном мышлении.
В-третьих,
влияние грамотности на человека столь велико, что изменяет структуру
мозга даже на органическом уровне! В 2009 году были сделаны открытия,
указывающие на то, что по мере освоения чтения и письма, по мере
повышения грамотности плотность серого и белого вещества возрастает! У
человека растут возможности по обработке информации! А значит, чем лучше
человек владеет родным языком, тем успешнее он будет и в изучении
других наук.
Таким образом, отказ от двух лет обязательного
изучения русского языка станет одновременным ударом по мышлению и общему
интеллектуальному уровню, способности воспринимать информацию, культуре
и даже идентичности подростков. К чему и ради чего проводить такого
рода эксперименты? Если есть позитивный опыт в какой-то сфере (в данном
случае — советской системы образования), может, лучше ничего кардинально
изменять не стоит?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
российские школьники могут остаться без обязательного ЕГЭ по родному языку, но при этом с обязательным ЕГЭ по английскому. Что там у них с головой?! И сюда Путин должен залезть, порулить...
Это вредительство? Или просто дебилизм? И то, и другое исправимо, правда, разными методами! Не будет языка - не будет КУЛЬТУРЫ И НАЦИИ! Не надо всех делать математиками-физиками, всё равно не станут! Научите правильно читать! Дайте возможность развиваться! Это же будущее страны!!!!
Я теперь знаю,где собрались все дебилы-они задачки пишут и стратегии вырабатывают.Все остальное население абсолютно нормальное,даже если и на 5 не училось.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]