Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | НАША ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты
Среда, 21.11.2018, 08:33
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS



Форма входа
Логин:
Пароль:


Другие наши новости


Здесь для вас:

Загрузка...

Планета в контакте

Новости сегодня
В Мосгордуме предложили создать ассоциацию экстрасенсов и колдунов (0)
Алтайские бактерии могли бы жить и в космосе (0)
В Новосибирске разработали биопротез клапана сердца для детей (0)
Смешно всем. Продюсер Дмитрий Богачев — о новом спектакле (0)
Морозы и эрозия. Почему зима сильно вредит зубам (0)
Сколько стоят одни и те же авто в разных странах? (0)
Сборная РФ проиграла Швеции и не смогла выйти в элиту Лиги наций УЕФА (0)
Реально ли предотвратить убийства в школах? (0)

Активность на форуме

Постов на форуме: 11986
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 6667
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4073
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3702
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 3567
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2745
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Надёжа
Комментариев: 14217
Группа: Проверенные
Bujhm0709
Комментариев: 11169
Группа: Друзья
Микулишна
Комментариев: 10680
Группа: Друзья Нашей Планеты
kotik
Комментариев: 9598
Группа: Проверенные
ДревлЯнИнЪ
Комментариев: 9446
Группа: Проверенные
hawker
Комментариев: 7698
Группа: Проверенные


Статистика



Календарь

Астрология, пророчества [762]Астрономия и космос [1127]Безумный мир [1915]Войны и конфликты [2101]
Гипотезы и версии [2850]Дом,сад,кулинария [3302]Животные и растения [2343]Здоровье,психология [3803]
История и археология [3836]Мир вокруг нас [1810]Мировые новости [6977]Наука и технологии [690]
Непознанное [3290]НЛО,уфология [1099]Общество [6260]Прогнозы ученых,исследования [572]
Происшествия,чп,аварии [974]Российские новости [5272]Стихия,экология,климат [2213]Феномены и аномалии [724]
Фильмы и видео [5249]Частное мнение [4486]Это интересно! [2719]Юмор,афоризмы,притчи [2200]


01:56
Цель жизни и религиозное знание

Начало Философия истории и религия

Люди, воспитывавшиеся на безрелигиозном мировоззрении, ищут в истории только борьбу человеческих интересов в самом узком смысле, и возможность воздействия иных факторов, внечеловеческих и сверхчеловеческих, кажется им невероятной и во всяком случае не поддающейся наглядному учету. Это взгляд чрезвычайно узкий.

Влияние внечеловеческих факторов на историю мы знаем даже в сфере чисто материальной. Мы знаем, что влияния природы, от человека не зависящие, дают для его жизни и деятельности известные рамки, их же не прейдеши. Все признают это вполне естественным. Скептицизм возвышает свой голос лишь в отношении того, есть ли среди влияний, вне человека стоящих, что-либо исходящее от целей Божественных?

Но вопрос здесь сводится к тому, есть ли в жизни человека и человечества какое-либо воздействие Высшего Принципа, Высшей мировой Силы? Мы видим и бесспорно допускаем действие на историю сил второстепенных: условий климатических, геологических, соотношения пространства суши и морей, направления течения рек и т. д. Чистые материалисты, не признающие в реальности ничего, кроме сил физических конечно, не могут принимать во внимание ничего выше их. Но игнорирование действия Божественной силы является замечательно непоследовательным у тех историков, которые признают существование наших духовных сил и существование Божества. Можно ли предположить, чтобы только Высшая Сила, Высший Принцип были лишены способности оказывать какое-либо определяющее влияние на события жизни? Разум, конечно, понуждает сказать, что Сила Наивысшая должна иметь и влияние наивысшее. Но если так, то, конечно, мы должны искать этот Высший Принцип, Высшую Силу, должны стараться уяснить себе их тенденции, их направляющее действие для того, чтобы так или иначе с ними сообразоваться. А искать этого в истории мы можем только тем же путем, каким ищем в собственной биографии.

Тот, кто не усматривает проявлений Высшей Личной Силы в переживаниях своей собственной личности и в событиях своей личной жизни, конечно, не усмотрит их и в человеческой истории. Но тот, кто подмечает в своей жизни действие какого-то Высшего сверхчеловеческого Существа, не может не допускать тех же проявлений в жизни других людей и, следовательно, в коллективности их, в их преемственной исторической жизни. Это есть, конечно, субъективный подход к объективному факту. Но начало всякого знания бывает субъективным. Те знания, которые нам даются внешними чувствами, в исходных пунктах также субъективны. Мне кажется, что я вижу, слышу, обоняю, осязаю, но все это — субъективные ощущения. Даже ссылка на то, что и другие люди видят и слышат то же самое, есть только субъективное предположение. Наиболее объективной проверкой всех таких субъективных уверенностей является исполнение сделанных на основании их предсказаний. Но при крайней степени скептицизма и здесь может быть вопрос: действительно ли исполнение предположений осуществилось во внешних объектах или составляет предположение субъективной игры тех же состояний сознания, на основании которых было сделано предсказание?

Вопрос о жизни, о бытии мы совсем не должны [обсуждать], если только не примем за аксиому, что показания наших внешних чувств и внутреннего, так называемого непосредственного, восприятия обладают по меньшей мере относительной достоверностью, то есть дают действительное знание, хотя бы и не безошибочное. Без этой аксиомы для нас невозможна разумная, сознательная жизнь.

Допущение такой аксиомы иногда считается невероятным на том основании, что при этом мы должны допустить возможность проникновения нашего внутреннего "я" во внешнюю форму и наоборот — проникновения вещей высшего мира в сферу нашего внутреннего "я". Однако такое проникновение свидетельствуется всей нашей жизнью, всеми ее явлениями. Так, например, педагогика весьма заботится, чтобы дети с раннего детства были окружены хорошими впечатлениями, чтобы ничто гнусное, безнравственное не запечатлелось в уме ребенка. Бессмысленна ли такая забота педагогики? Конечно, нет. Между тем, если бы внешние впечатления не проникали в нас и если бы внешние явления были лишь произведениями ума "познающего субъекта" (в данном случае младенца), то, разумеется, о чистоте внешних впечатлений не нужно было бы заботиться. Что такое значат внешние, извне на нас действующие впечатления, знает всякий порядочный политик, всякий полководец, всякий вообще имеющий дело с человеческой психологией. Но вся эта практика доказывает, что внешняя сфера и ее предметы, во-первых, существуют реально, во-вторых, реально действуют на наше "я", как и обратно — наше "я" действует на предметы внешнего мира. Для возможности этого нужна, конечно, какая-то способность взаимного проникновения нашего "я" и предметов внешней сферы. И разве все наши разговоры друг с другом, все общение не состоят во взаимном проникновении субъектов, по большей части через посредство "вещей" материальных? Это проникновение и дает познание.

Не подлежит сомнению, что это познавание не безошибочно. Мы принимаем, например, в сумерках какой-нибудь пень в лесу за волка и т. д. Иллюзии — постоянное явление. Но самые эти иллюзии мы "создаем", между прочим, также из материала внешних впечатлений.

В факте познавания предметов много субъективного. Но нельзя доказать, что вещь, вне нас находящаяся, не такова приблизительно, как мы ее представляем по восприятию. Мы, например, воспринимаем красный цвет. Физика нам говорит, что в действительности это не более как известная сумма колебаний вещества или известная форма напряжения энергии. Но на каком основании можно утверждать, что и эти колебания или напряжение были реальным явлением, а красный цвет — только кажущимся? Колебание частиц есть лишь физическое объяснение явления, но это еще не значит, что краснота не существовала так же реально, как эти колебания. Почему можно утверждать, что колебание есть явление объективное, а цвет, гармония, красота — только субъективное, нами созданное? Это недоказуемо, это чистое предположение. Напротив, не менее сильно можно утверждать, что все вообще впечатления наши передают нам с большей или меньшей точностью реальные свойства вещей и явлений. Весьма возможно думать, что не наши органы чувств создают свойства предметов, а наоборот: органы чувств явились у нас потому, что в предметах есть многоразличные свойства, одним органом не схватываемые. От этого может являться и потребность в многоразличии органов восприятия, ибо если бы реальным было только колебание частиц, то нам для восприятия его достаточен был бы только один орган чувства.

Но если мы вооружены сколько-нибудь достоверными орудиями внешнего и внутреннего познания, то бытие Высшего внечеловеческого Существа, то есть Бога, является не менее достоверным, чем бытие физического мира. Действительно, как ответить на вопрос: имеется ли вне нас такое бытие, которое обладает нашими психологическими свойствами, ощущениями, сознанием, разумом, волею? Если бы мы ответили отрицательно, это значило бы, что мы считаем себя существами совершенно исключительными во всей природе, не имеющими аналогии во всем мире. На каком же основании можно делать такое — вообще странное — предположение? Гораздо логичнее обратный ответ. Наши психологические состояния суть единственные явления мира вне и внутри нас, которые мы знаем достоверно. Все на свете может быть игрой нашего сознания, но самое-то сознание существует, ибо иначе не было бы и иллюзий. Если же так, то мы имели бы гораздо более права, вместе со всей древней философией, умозаключить, что вся материя гилозоистична, то есть проникнута живыми свойствами, такими же, как мы сами. Более внимательное наблюдение показаний нашего внутреннего восприятия обнаруживает односторонность и такого решения вопроса и приводит к различению категорий бытия тварного, сотворенного, и бытия самобытного. Но во всяком случае, при всех анализах бытия, мы должны признать, что свойства личности, ощущаемые нами в себе, существуют где-либо и вне нас, в других личностных существах мира. А при этом логика приводит к признанию того, что в категориях явлений личного, психологичного бытия должен быть и какой-то Высший Принцип, Высшее Существо, в области действия которого мы должны предполагать цели, а не простую связь механических причин и последствий. Это мы видим по самим себе. Может быть, мы и в очень слабой степени способны приводить к осуществлению свои цели, но ничего не делаем без какой-либо цели. Мы всегда стремимся достигнуть чего-нибудь такого, что сами ставим себе целью. Несомненно поэтому, что и Высшая Сила, обладающая свойствами разума и воли, точно так же влагает цели в производимые ею действия.

А это Высшее Разумное Существо мы не можем не считать Создателем всей полноты или, по малой мере, ее устроителем. В природе мы видим силы могучие, но в волевом смысле пассивные, инертные, следующие лишь условиям вложенного в них движения. Всякая же созидательная роль может быть свойственна только тому, у кого имеются разум и воля, а в действиях разумного и водящего существа всегда имеются цели. Наши силы в распоряжении природой относительно невелики, но мы знаем, что мы при этом всегда имеем цели воздействия, и это настолько увеличивает нашу мощь, что неизмеримо громадные пассивные силы природы нам повинуются, совершают то, чего мы хотим. Может ли быть хоть малейшее сомнение, что Высший Разум, создавший или хоть только устроивший мир, точно так же влагал в него свои цели, желал и желает чего-то достигнуть и, следовательно, достигает, как достигаем мы в пределах наших малых сил?

Но эта Высшая Сила есть точно так же и высший принцип нашего существа, источник тех психологических сил, которыми мы обладаем, того сознания, той воли, которые мы в себе чувствуем. Она не может не вкладывать своих целей не только в мертвую природу, но и в нашу жизнь. Таким образом, мы приходим к убеждению в том, что жизнь и все сознательное и бессознательное в ней проникнуты целями, поставленными Первоисточником жизни. Дойдя до такого убеждения, мы не можем не задавать себе вопроса об этих целях.

Знание этих целей мировой жизни, не нами поставленных, но в рамках которых нам приходится устанавливать наши собственные цели, составляет, очевидно, вопрос жгучий и насущный. Мы хотим жить, хотим ставить себе цели и осуществлять их. Но при этом мы становимся в то или иное отношение к тем мировым целям, которые устанавливает Высший Источник. Если бы даже мы не имели еще в виду отождествлять свои цели с Его целями, то знать их, во всяком случае, необходимо для принятия в соображение того, что стоит на нашем пути. Однако же, сверх того, внутреннее самосознание подсказывает нам предчувствие, что Высшее Существо есть Существо, полное благости и доброжелательности к нам. Знание Его предначертаний становится в этом случае еще более важным.

В общей сложности, как мы видим, с древнейших времен мысль об этих свыше исходящих целях жизни охватывает человека с непреодолимой силою. С познанием их тесно связаны и вопросы самопознания, ибо в содержание вопроса, что такое "я", входит вопрос о том, зачем я живу и куда иду. Разумеется, люди отдаются этим запросам не с одинаковой жгучестью искания. Есть натуры более тонкие и чуткие — и натуры более грубые и поверхностные. Сверх того, и содержание нашей психологии созревает не в одинаковой степени гармоничности отдельных ее сторон. В каждый данный момент мы видим поэтому множество людей, как бы холодных и чуждых интереса к этому высшему познанию. Но для большей части из нас раньше или позже наступает черед увидеть перед собой вопросы о высших целях бытия и нашей личной жизни. Это явление общечеловеческое, и даже исключения из него часто показывают не столько отсутствие духовных запросов, как некоторое отчаяние перед трудностями их разрешить. И действительно — разрешение их нелегко, главным образом потому, что оно возможно только на почве религиозного знания.

Религиозное знание, как требующее "проникновения" в Божественную сферу, зарождено на почве внутреннего восприятия, а этот верх и цвет человеческих способностей всегда загроможден в нашем сознании вечно сменяющейся грудой внешних впечатлений, давящих его своей толстой корой. Внутреннее восприятие нелегко пробивается сквозь нее для того, чтобы ощутить соприкосновение с психическими воздействиями Высшего мира. Это соприкосновение вообще считается возможным только тогда, когда наше стремление к нему встречает ответное стремление из Высшего мира; и та связь с Божеством, которая составляет сущность религии, устанавливается не снизу вверх, не от человека к Богу, а, наоборот, сверху вниз, от Божества к человеку, в ответ на стремление последнего, само по себе бессильное преодолеть препятствия внешних впечатлений. Процесс установления этой связи вообще имеет, как показывает исторический опыт, такой характер. Человек, по тонкости внутреннего восприятия, начинает чувствовать, что истинных целей своей жизни он не отыскивает в явлениях внешнего мира, и догадывается, что для решения задачи нужно возвыситься до Источника бытия. Он начинает к этому стремиться, но достигнуть собственными усилиями не может до тех пор, пока в ответ на его искание не протянется к нему Рука свыше. Тогда наступает момент религиозной жизни и становится возможным религиозное знание, которое и открывает нам с большей или меньшей ясностью цели высшей жизни и возможность сознательно жить соответственно с ними.

Это искание смысла жизни личной и мировой есть то же самое, что искание Бога. Смысл жизни и цели ее кроются в Высшей Творческой Силе, которая и есть Бог. Что такое Бог и есть ли Он? Разрешая этот вопрос, мы тем самым узнаем и смысл жизни. Точно так же, отыскав смысл жизни, мы тем самым находим и Бога. Искание смысла жизни и Богоискательство суть лишь разные стороны одного и того же психологического процесса.

Тихомиров Лев Александрович
Религиозно-философские основы истории



Оцените материал:



ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Непознанное | Просмотров: 587 | Добавил: mogilevec| | Теги: смысл истории, философия истории, история, историософия, философия, Лев Тихомиров | Рейтинг: 3.7/6

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 2
0
1 Sima   (21.05.2017 13:59)
Если мы — плод труда безгранично мудрого Творца, значит, мы здесь для определенной цели. Если же все живое появилось в результате случайных процессов, то никакой высшей цели в нашем существовании нет.
Мыслящие люди стремятся найти удовлетворяющие ответы на свои вопросы. "Поиски смысла — главная движущая сила в жизни человека",— сказал Виктор Франкл, профессор неврологии и психиатрии. Другими словами, у нас есть духовный голод, который мы стремимся утолить, и этот голод имеет смысл, только если у нас есть Творец. Но если мы были сотворены Богом, позаботился ли он о том, чтобы мы могли удовлетворить свои духовные потребности?
Иисус Христос ответил на этот вопрос, сказав: "Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, выходящим из уст Иеговы (то есть Бога)" (Матфея 4:4). Если люди не живут по законам Бога и не следуют его руководству, то это ведет к разочарованию. В Галатам 6:7, 8 записаны такие заставляющие задуматься слова: "Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление". ( Галатам 5:19—21)
Если мы верим в то, что Создатель Иегова сделал для нашего спасения, и ходим Божьими путями, тогда, согласно Библии, перед нами открывается возможность жить вечно в совершенстве. Эта надежда имеет прочное основание; тот, кто в ней уверен, никогда не разочаруется. Если мы живем в согласии с этой надеждой, наша жизнь уже сейчас наполняется подлинным смыслом (Иоанна. 3:16; Титу 1:2; 1 Петра. 2:6). Если подумать то неужели наша жизнь должна быть лишь мимолетным существованием, полным страданий?
Римлянам. 5:12: "Через одного человека (Адама) грех вошел в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили". (Мы все умираем из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога.)
Что необходимо для того, чтобы у нас была надежда на нечто большее, чем наша теперешняя кратковременная жизнь?
Матфея. 20:28: "Сын человеческий (Иисус Христос) пришел не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп за многих".
Иоанна. 3:16: "Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь".
Евреям. 5:9: "Он (Иисус Христос) стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему". ( Иоанна 3:36.)
Каким образом осуществится надежда на будущую жизнь?
Деяния. 24:15: "Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных". (Воскреснут те, кто в прошлом верно служил Богу, а также множество тех, у кого не было достаточно знаний об истинном Боге и кто поэтому не мог принять или отвергнуть его пути.)
Иоанна. 11:25, 26: "Иисус сказал ей (сестре человека, которого он позднее воскресил): „Я — воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и умрет, оживет, и каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрет никогда. Веришь ли этому?“. (Иисус говорил не только о надежде на воскресение. Он также говорил о надежде, предусмотренной для тех, кто будет жить тогда, когда этому нечестивому миру будет положен конец. Те, кто станут земными подданными Божьего Царства, переживут конец этого мира и никогда не вкусят смерти.) Иоанна 17:3; "Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе" Это придаёт смысл к жизни.

0
2 Sima   (21.05.2017 13:59)
Какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Общепризнанно, что за всю жизнь — 70 или даже 100 лет — человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. В «Британской энциклопедии» отмечалось, что мозг «обладает настолько большим потенциалом, что он не может быть реализован на протяжении жизни человека» (Encyclopædia Britannica. 1976. Т. 12. С. 998). По словам астрофизика Карла Сагана, наш мозг может хранить информацию, которая заняла бы «двадцать миллионов томов — примерно столько содержится в крупнейших библиотеках мира» (Саган К. Космос. СПб., 2005. С. 407). Биохимик Айзек Азимов писал, что человеческий мозг «в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания, которой он подвергается, и мог бы осилить даже в миллиард раз больше» (The New York Times Magazine. 1966. 9 окт. С. 146). (Зачем человеческому мозгу такой потенциал, если у нас нет возможности его реализовать? Разве не логично заключить, что люди, с их способностью бесконечно познавать новое, были созданы для вечной жизни?)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Загрузка...

По этой теме смотрите:




ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [762]Астрономия и космос [1127]Безумный мир [1915]Войны и конфликты [2101]
Гипотезы и версии [2850]Дом,сад,кулинария [3302]Животные и растения [2343]Здоровье,психология [3803]
История и археология [3836]Мир вокруг нас [1810]Мировые новости [6977]Наука и технологии [690]
Непознанное [3290]НЛО,уфология [1099]Общество [6260]Прогнозы ученых,исследования [572]
Происшествия,чп,аварии [974]Российские новости [5272]Стихия,экология,климат [2213]Феномены и аномалии [724]
Фильмы и видео [5249]Частное мнение [4486]Это интересно! [2719]Юмор,афоризмы,притчи [2200]


АРХИВ САЙТА:
История и археология [3476]Здоровье,психология [5328]Наука и технологии [1958]Новости космоса,астрономия [1768]
НЛО,уфология [1727]Пророчества и предсказания [737]Гипотезы и версии [4280]Непознанное [3383]
Животные и растения [2599]Общество [7517]Эзотерика и астрал [1964]Интересности и юмор [3579]
Безумный мир [2030]Мир вокруг нас [1757]
-->
ПОМОГИТЕ СПАСТИ МАЛЫША!

Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 19
Пользователей: 17
Сейчас комментируют: 2


Мы комментируем

На форуме

Дух

(64)


Загрузка...

Интересное сегодня
Сколько стоят одни и те же авто в разных странах? (0)
Сборная РФ проиграла Швеции и не смогла выйти в элиту Лиги наций УЕФА (0)
Алтайские бактерии могли бы жить и в космосе (0)
В Мосгордуме предложили создать ассоциацию экстрасенсов и колдунов (0)
Смешно всем. Продюсер Дмитрий Богачев — о новом спектакле (0)
Морозы и эрозия. Почему зима сильно вредит зубам (0)
В Новосибирске разработали биопротез клапана сердца для детей (0)
Реально ли предотвратить убийства в школах? (0)

Новости готовят...

Новостей: 17603 Архив: 20314

Новостей: 10576 Архив: 10063

Новостей: 10277 Архив: 2432

Новостей: 6717 Архив: 7294

Новостей: 3263 Архив: 5191

Новостей: 1608 Архив: 0

Новостей: 1395 Архив: 1

Новостей: 1219 Архив: 0

Новостей: 1118 Архив: 4802

Новостей: 954 Архив: 936