Среда, 15.01.2020, 07:22
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

14:01
ПОТЕРЯННЫЕ РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. КУКЛА "БЕРЕГИНЯ"
Древнерусское слово «берегиня» – загадка даже для лингвистов.
Владимир Даль, например, поставил берегинь в один ряд с русалками.
Другие ученые полагают, что этот женский образ никак не связан с «берегом», а восходит к слову «оберег» и соотносится с неким мифологическим персонажем.
А вот народный мастер России Римма Яковлевна Тарасова в своих исследованиях пришла к иному выводу: берегинями наши предки называли обрядовых кукол.



Село Козлово стоит на высоком берегу реки Росвянки на окраине современной Калуги. Есть в Козлове достопримечательность – музей кукол «Берегиня». Создала его народный мастер России Римма Яковлевна Тарасова, отдав под экспозицию почти весь первый этаж своего дома. Тысячи тряпичных созданий смотрят на входящего в музей со всех сторон. Хотя глагол «смотрят» здесь вряд ли уместен: у большинства кукол, как и положено, нет лиц. В старину кукле не рисовали лицо, люди верили, что вместе с лицом в игрушку вселяется дух – и не обязательно добрый. Главная часть экспозиции – около 700 обрядовых кукол или берегинь, как называет их Римма Яковлевна. Это самая большая коллекция подобных кукол в России.

– Сначала я просто собирала свою коллекцию и не планировала открывать музей, – вспоминает Римма Яковлевна. – Но в начале 90-х годов меня пригласили выступить в школе, где ученики одиннадцатого класса мне сказали, что «все русское – это отстой». Тогда-то я и решила создать музей, рассказать и показать людям русскую кукольную культуру, вообще традиционный дом, ведь помимо кукол я собираю и другие предметы старого русского быта.

Сейчас музей «Берегиня» хорошо известен в калужских школах – ученики регулярно приезжают на экскурсии к Римме Яковлевне. А вот туристическая Калуга музей не знает. Основную массу посетителей «Берегини» составляют самостоятельно путешествующие по стране туристы. Информация распространяется с помощью сарафанного радио, да и подъехать удобно – Козлово находится в 5 километрах от Киевского шоссе.



Как хобби стало делом жизни

Родом кукольница из старого Плесецка Архангельской области на реке Онеге. Родилась Римма Яковлевна в 1940 году – в те времена на Онеге еще жили хуторами и хорошо помнили народные обычаи и обряды.
Римма вспоминает, как ее бабушка, отправляясь по ягоды, вставала перед лесом на колени и просила: «Батюшка-лес, помоги!» А возвращаясь с полной корзиной, кланялась «лесу-батюшке» и благодарила его…

Римма Яковлевна получила образование инженера-метролога, переехала в Академгородок под Серпуховом. За долгие годы работы в метрологии кукольница хорошо усвоила девиз основателя этой науки в России, Дмитрия Ивановича Менделеева: «Кто хочет что-то сделать, тот находит средства, а кто не хочет – причину». Так и Римма Яковлевна всегда находила средства для того, чтобы потакать своему увлечению – путешествовать: ездила в командировки по всему Советскому Союзу, организовывала экскурсии для сотрудников, была, как говорили тогда, «ответственной по культурно-массовой работе».



– Меня порой спрашивают, что такое «хобби», – ­рассказывает Римма Яковлевна. – Это когда ты вчера был здоров, а сегодня больной на всю оставшуюся жизнь и никто не вылечит. Так я заболела народными куклами в 1988 году, когда привезла группу в тульский Музей самоваров. Там проходила небольшая выставка традиционной куклы народного мастера Ирины Агаевой. Вернувшись домой, я сразу стала искать материал для работы. Нашла лыко – из него получилось сделать не только основу куклы, но и головной убор в виде кички с рожками.

С тех пор почти тридцать лет Римма Яковлевна изучает и сохраняет народные кукольные традиции. Она исследовала самые отдаленные уголки Калужской области. Где бы кукольница ни путешествовала, если видит, что от главной дороги уходит грунтовка в забытую деревню, поворачивает туда свой автомобиль. Добраться до деревенских старожилов – дело нынче непростое. Оставшиеся в одиночестве старушки незнакомцам двери не открывают. Испытала Римма Яковлевна на себе и приступы агрессии, случалось, собак на нее спускали и даже стреляли по машине.

– Чтобы разговорить деревенскую старушку, надо еще постараться, – продолжает хозяйка музея. – Однажды я взяла с собой сестру – она в калужской школе учителем работала. Заехали мы в глухую деревню, где вместо центральной улицы почему-то проходил овраг. Подошла к бабушке, сидящей на завалинке. Начинаю издалека: «Бабуль, какая у тебя кошка красивая… А картошка нынче уродилась?.. Пойдем чаю выпьем, я пряников привезла...» Сестра не выдержала и ушла гулять по деревне, говорит, ерунда у тебя какая-то: кошка, картошка. А я только после чая и начинаю спрашивать о куклах. Далеко не все что-то помнят, особенно кто живет вдали от родных мест. Одна 90-летняя старушка призналась, что никаких обрядов не знает, потому как «неместная». Выяснилось, что живет она в деревне уже шестьдесят лет. Но все равно чувствует себя чужой. При этом о нашем Козлове она отзывалась так: «Ох уж эти козловские бабы, после войны в понёвах ходили». Понёва – это старинная женская юбка, в начале XX века почти полностью вытесненная сарафанами. На Калужской земле действительно сохранилось много древних обычаев, в том числе связанных с обрядовыми куклами. Даже если старушка уже десятки лет никаких берегинь не делала, могла на уровне мышечной памяти из подручных тряпок на глазах связать куклу. Другие подробно рассказывают, по какому поводу и как делали. Я по этой инструкции смастерю куклу и, если старушка живет неподалеку, еду к ней сдаваться. Порой слышу отзывы типа: «Не похожа, дуже красивая, у нас таких тряпочек для кукол не было».


В музее более 2500 экспонатов, около 700 из них – народные обрядовые куклы / Фото: Алексей МАКЕЕВ


Куклы-зернушки, наполненные зерном или крупой, ставили на обеденный стол рядом с солью / Фото: Алексей МАКЕЕВ


Основная экспозиция музея сгруппирована по способу изготовления кукол: крестцы, узлы, столбцы, жгуты – всего около 40 моделей. Крестец – это две связанные крест-накрест палки, служащие каркасом куклы, на который затем надевают одежду. Столбцы делали из бересты, сворачивая ее трубочкой. Жгутиковая кукла скручивается из сложенного пополам куска материи до того момента, когда появится голова-петелька. Многие куклы делались из соломы, лыка, льна, конопли. В местах, где был ложечный промысел, кукол мастерили из липовых ложек… Воображения нашим предкам было не занимать. «На Руси была богатейшая кукольная культура, – уверена хозяйка музея. – Деревни стоят в 2 километрах одна от другой, а куклы у них разные».
Есть немало кукол, комбинированных по способу изготовления, с применением всего имеющегося под рукой: на крестец в качестве головы надевали картошку; масленичной кукле делали воротник и рукава из настоящих блинов.

Внешне отличить берегиню от игровой куклы непросто. Чаще всего культовую куклу делали более долговечной и нарядной, использовали лучшие ткани.

Берегини сопровождали человека от рождения и до смерти. За две недели до родов маленькую куклу в виде запеленутого младенца клали в люльку, где новорожденному предстояло оказаться после появления на свет. Берегиня проводила с младенцем несколько недель, а затем убиралась до следующего новорожденного. В Калужском крае существовала и особого вида кукла – «младенец в лапте».


Старожилы рассказывали, что в старину в доме было около сотни кукол на все случаи жизни / Фото: Алексей МАКЕЕВ

Какое значение ­придавалось тем или иным элементам ­берегинь, Римме Яковлевне выяснять удается нечасто. Деревенские старушки, рассказывающие о кукольных обрядах, помнят только, что так делали, смыслы же потонули в водовороте времени.

Общее назначение берегини было упреждающее: не допустить болезнь, сохранить здоровье. Люди, понятно, все равно болели, особенно дети.
Римме Яковлевне рассказывали о таком способе укрепления здоровья недоношенных или слабых младенцев: ребенка заворачивали в ржаное тесто, оставляя открытым только лицо, клали на хлебную лопату и ставили в теплое устье русской печи. «Отпекание» младенца продолжалось до высыхания теста. Длительное сухое тепло дает оздоравливающий эффект. А ржаное тесто обладает способностью вытягивать через кожу всякую заразу – им, например, часто лечили нарывы. Оставшееся после процедуры тесто даже скотине не скармливали – сжигали как впитавшее в себя болезнь. Видимо, ­такой способ действительно был распространен, упоминания о нем встречаются в исследованиях этнографов XIX века.


Кукла-масленица в образе мужчины в зипуне, бытовавшая в одной из деревень Владимирской области / Фото: Алексей МАКЕЕВ

Самый маленький экспонат коллекции – крохотная куколка, сделанная из шерстяных ниточек и подвешенная на веревочке. Долгое время Римма Яковлевна не знала ее предназначения, пока в музей не пожаловала группа из пятнадцати полковников. Один из них узнал в берегине на веревочке артефакт из своего детства. В начале 60-х в его родной деревне в Челябинской области такие куколки надевали на шею и носили под рубахой.

Удивительный вид у свадебной одноручицы – куклы в виде молодоженов, висящих на одной горизонтальной перекладине-руке. Одноручицу подвешивали под дугу свадебного экипажа, а затем к рушнику, которым мать встречала молодых хлебом-солью. Когда рождались дети, на нерушимую единую руку между супругами привязывали маленьких берегинь для каждого ребенка.

Детскую куклу-убоженьку делали в воспитательных целях. Такая жалкая, с худосочными ручками и ножками, с сухариком в поясном мешочке убоженька развивала в детях чувство сострадания к слабому, больному; куклу прижимали к груди, жалели.

Порой пополняют коллекцию оригинальными куклами сами посетители. Так, однажды капитан 1-го ранга рассказал Римме Яковлевне об игрушке своего детства – кукле из фарфорового электроизолятора. Родители будущего капитана работали на строительстве Днепрогэса в начале 30-х, а дети делали куклы из подручного материала: брали бракованные изоляторы, надевали на них юбки, платки, рисовали лица, ныряли с ними в Днепр.

Куклу в глиняном горшке подарили музею кукольницы из города Мышкина. Это своего рода шпаргалка для малолетней девочки, которая оставалась утром за хозяйку в доме. Взрослые с зари уходили работать в поле, а девочка должна была сварить кашу для младших детей и немощных стариков. Юная хозяйка ставила куклу рядом с горшком и делала, как говорила мама: «По пояс насыплешь крупицы, по шейку нальешь водицы, по головку будет каши».

«Покуми’мся, кума, покуми’мся»

В отдельный круг собраны куклы ежегодных праздников. На Святках куклу из сорной травы кострики ставили во дворе между воротами и домом. Эта кукла в человеческий рост встречала колядовщиков. Ряженых боялись. От людей, сменивших личину, могла исходить не только добрая энергия, но и злая, взять на себя которую и надлежало берегине. Для погружения в крещенскую иордань была своя кукла – ее ставили у проруби рядом с купающимися.

Среда на Масленой неделе называлась «лакомка» – теща угощала блинами любимого зятя. Когда блины были готовы, теща выставляла в окно куклу. Если же такого условного знака нет – зятю информация к размышлению: теща чем-то недовольна, на блины не приглашает.


В своей мастерской Римма Яковлевна больше всего работает на гладильной доске – утюг непременное орудие кукольницы / Фото: Алексей МАКЕЕВ

Кукла-масленица в виде мужчины – редкий вариант из Владимирской области. Одет он в сшитый по всем правилам костюм: в брюках сделана ластовица, у войлочного зипуна одна пола длиннее другой на 10 сантиметров, чтобы, запахнувшись, полы сошлись вровень.

В мае делали куклу плодородия. Хозяйка выходила на поле, разрывала куклу на мелкие кусочки, бросала на землю и просила хорошего урожая. На Троицу девушки кумились: «Покумиʹмся, кума, покумиʹмся», – говорили друг другу и менялись куклами. Так завязывали крепкие дружеские отношения. Если же дружба не складывалась, говорили: «Ну что, кума, раскумиʹмся» и обратно менялись куклами.

В июле мастерили куклу Ладу – покровительницу влюбленных.

Август пришел – сноп-именин­ник. После окончания жатвы последний сноп наряжали красной девицей, водили вокруг него ­хороводы.

Почти все куклы праздников делались в человеческий рост. В музее представлены уменьшенные варианты. На выпады искусствоведов о несоответствии размеров Римма Яковлевна отвечает, что ей самой тогда негде жить будет. Но в паспорте куклы записаны точные данные. Например, кукла на Духов день делается из трех молодых берез – 2 метра высотой. Единственная ростовая кукла в музее – покровительница рукоделий Параскева Пятница. Такую куклу женщины мастерили всей деревней вскладчину и ставили на месте своих посиделок.

Благодаря Параскеве Римма Яковлевна получила звание народного мастера. Изначально кукольница не планировала добиваться каких-то регалий. Все решил случай. Однажды в калужский «Дом мастеров» пожаловал Юрий Лужков. Столичного мэра впечатлила большая Параскева, сделанная Риммой Тарасовой. Нечто подобное он видел в Канаде, у представителей русской диаспоры. По просьбе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Римму Яковлевну направили в Центральный дом художника в столице, где кукольница представила комиссии свои работы и получила звание народного мастера России.


Разные варианты берегинь для люльки новорожденного / Фото: Алексей МАКЕЕВ

Иногда процесс создания куклы растягивается на несколько этапов. Так, в одной деревне Римме Яковлевне рассказали, что Лада должна быть одета в особую юбку-плахту из трех не сшитых кусков ткани. Однако никто не мог объяснить, каким образом эту юбку смастерить. Так и лежала Лада неоконченная, пока в новой энциклопедии традиционного костюма кукольница не прочла подробное описание плахты.

В коллекции есть экспонаты, популярные нынче на прилавках этнофестивалей, – куклы с плетеной головой, переходящей в длинную косу. Таких кукол делали совсем не на счастье, как рекламируют продавцы, а для изгнания телесных недугов. Косу плели такой длины, чтобы ею можно было обвязать больное место: голову, поясницу, колено, плечо. Верили, что на куклу переходит болезнь, и сжигали ее на рассвете, когда покажутся первые лучи солнца.

Порядок в доме и деревне

Если куклы – берегини дома, то Римма Яковлевна – берегиня деревни. То в местном болотце рьяные охотники пытаются подстрелить последнюю утку, так что дробь свистит по деревне; то выросшие до сорокалетних мужиков одиннадцатиклассники приехали пострелять из пневматики в многострадальную автобусную остановку – кукольница выходит разбираться с хулиганами. Приходится воспитывать и местную детвору. В прошлом году мальчишки швыряли камни в старую водонапорную башню, на которой поселилась семья аистов. Римма Яковлевна погналась за хулиганами, отыскала и детей, и их родителей. Доходчиво разъяснила, что не для того орнитологи из национального парка «Угра» устроили на башне гнездо, чтобы в него кидали камни: «А если они сейчас улетят и больше не вернутся?!» Да и организация каждого Дня села не обходится без активного участия кукольницы...

Половину второго этажа кукольного дома занимает внушительная библиотека – вдоль всех стен полки с книгами до самого потолка. Отдельное собрание – коллекция миниатюрных книжек. Обстановка в библиотеке старинная.

– С помойки принесла, – показывает Римма Яковлевна на два резных кресла, – только мягкие подушки сидений восстановила, расшила узорами... Вот ведь времена настали: люди свою историю и культуру выносят на свалку. Выкидывают целые библиотеки, старые семейные вещи, мебель, рукоделие. Мои соседи стол из красного дерева сожгли – я только две ножки с резными виноградными гроздьями спасти смогла. Другие несли в костер большую вышивку вместе с рамкой – еле успела забрать. Вещизм нас все больше одолевает: купил – выбросил, купил – выбросил. У меня часто бывают французы, они этого понять не могут. Как же, говорят, можно выбросить? Это ведь француз сделал…


Круг кукол ежегодных праздников, в которых перемешались христианские и народные традиции / Фото: Алексей МАКЕЕВ

Я много лет читала лекции по семейной экономике в Институте усовершенствования учителей. Рассказывала всем о том, как в два раза повысить благосостояние семьи при одной и той же текущей зарплате. Этот способ описан в пьесах Александра Островского: каждый вечер хозяин берет расходную книгу и записывает все расходы. Деньги, которые не имеют счета, это черепки. Дети также должны с малолетнего возраста участвовать в планировании семейного бюджета. И домашняя работа требует особого подхода. Болгары, например, говорят: чтобы создать дом своей мечты, нужно тридцать лет каждодневного труда. В Европе хозяйка не делает авральных уборок по дому, наводит порядок поне­многу, но каждый день, в свое удовольствие. Для них работа по дому – хобби, а для нас– вторая смена. В хозяйстве ничего не должно делаться на срыве…

Теорию эту Римма Яковлевна подтверждает практикой собственной жизни. Свою цветущую усадьбу она создала на заброшенной земле, заросшей высоким осотом. Вспоминает, как была прорабом на стройке своего дома. А чтобы заработать деньги на строительство, параллельно работала прорабом на стройке чужого дома. Самостоятельно справляется кукольница и с обслуживанием музея. А сколько, например, требуется времени и сил, чтобы только пыль убирать с 2 с половиной тысяч кукол при отоплении дома дровяной печкой?

Кукольные паспорта


Мастерская Риммы Яковлевны, куда ведет крутая лестница с узкими ступенями, недоступна посетителям музея. Стол, швейная машинка, лоскуты материи, ленточки, палки, веревки, зерно… Больше всего работает кукольница на гладильной доске – делая куклу, нужно постоянно гладить утюгом материю. Берегиня-зернушка рождается в руках мастерицы за полчаса: мешочек зерна, юбка, косынка, поясок – и кукла готова. В старину такая зернушка стояла на обеденном столе рядом с солонкой. Любой член семьи мог взять ее в руки, если чувствовал недомогание или переутомление: эта кукла – нечто вроде популярной сейчас антистрессовой игрушки. Наполнение зернушки смысловое: если в доме «ладно», как говорили раньше, – хозяйка наполняла куклу гречкой; если же хотела перемен – сыпала горох.

– Все мои обрядовые куклы и связанные с ними знания – плод моих собственных выездных исследований, – признается Римма Яковлевна. – Серьезных научных работ на эту тему почти нет. Книгу о куклах я не пишу. Считаю своим вкладом в изучение народной куклы создание паспортов на каждый экспонат моей коллекции, в которых указано, кто, когда, где и что рассказал о данной кукле. Такая информация встречается крайне редко в современных изданиях о куклах. И сами этнографы констатируют, что обрядовая кукла еще ждет своих исследователей. Только нужно поторопиться. Этот пласт нашей культуры исчезает на глазах. В Калужской области и соседних регионах уже ничего нет – за последние четыре года своих поездок по деревням я не нашла ничего.


ЭКОЛОГИЯ КРАСОТЫ



* * *

Как изготовить славянскую куколку-оберег своими руками:




* * *

Что делать с Куклой-Оберегом.




Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Дом,сад,кулинария | Источник: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/193211/| Просмотров: 2160 | Добавил: Evgeniy| | Теги: кукла, красоты., берегиня, экология | Рейтинг: 5.0/6

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3946]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4913]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [770]Гипотезы и прогнозы [4326]Дом,сад,кулинария [54]
Животные и растения [2635]Здоровье и красота [5403]Интересности и юмор [3619]
История и археология [3542]Космос, астрономия [1797]Мир вокруг нас [1790]
Наука и технологии [1977]Непознанное [3448]НЛО,уфология [1734]
Общество, в мире, новости [7785]Психология и отношения [34]Стихия, климат, экология [63]
Фильмы и видео [92]Частное мнения [39]Эзотерика и феномены [1972]
-->