В историю российской
науки и техники Нартов вошел как личный токарь Петра I и талантливый
изобретатель. Именно Нартов создал в 1733 году уникальный механизм для
подъема Царь-колокола.
Ему же принадлежит
авторство первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным
суппортом и набором сменных зубчатых колес. Устройство было настолько
продвинутым, что вскоре после смерти Нартова о станке забыли. А «заново»
его изобрел британец Генри Модсли только в 1800 году!
И все-таки самое
знаменитое изобретение Нартова – катальные горки, ставшие прообразом
самого популярного в мире аттракциона. Свою первую катальную горку
Нартов разработал еще в 1745 году для императрицы Елизаветы Петровны.
Однако в полном объеме замысел инженера и изобретателя был воплощен в
1757 году при участии знаменитого в те времена архитектора Франческо
Бартоломео Растрелли. Зато и горка получилась масштабная – с трассой
почти 300 метров.
Катались
с нее в деревянных колясочках на колесиках, которые приводил в движение
сконструированный Нартовым сложнейший механизм, так что колясочки не
только спускались с горки, но и поднимались автоматически.
Горка
в Царском Селе пользовалась таким сумасшедшим успехом, что в 1762—1774
гг. была построена еще одна, куда более гигантская, в Ораниенбауме (ныне
г. Ломоносов). К ее созданию приложил руку другой, не менее знаменитый
итальянский архитектор Антонио Ринальди. И там длина трассы превышала
полкилометра!
Павильон
горки сохранился и до сих пор служит украшением местного парка. А вот
колясочки в виде фигурных саней и все подъемы и спуски катальной трассы,
созданной на основе идей и чертежей Андрея Нартова, можно представить
только по моделям и рисункам.
Долгое
время на горках Нартова забавлялись одни лишь цари да придворные. Для
простого народа механические горки впервые возвели только в 1896 году –
на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И вот она, ирония судьбы:
назывались те горки «американскими», хотя в Америке их начали строить
лишь в 80-е годы XIX века.
Насколько
американские инженеры использовали разработки своего российского
предшественника – вопрос открытый. Но в Европу мода на катальные горки
пришла именно из России, примерно на полвека раньше. Кстати, в парижском
«Диснейленде» знаменитый аттракцион и сейчас частенько называют не
американскими, а именно русскими горками. Вот только имя Нартова, к
сожалению, не звучит.