Использование реагентов на улицах Москвы стало одной из главных
проблем уходящей зимы. Почему привычные песок и гранитная крошка,
которые десятилетиями успешно использовали коммунальщики, объявлены вне
закона? Каким должно быть идеальное дорожное покрытие в городе? В
конце января после заморозков в городе прошел ледяной дождь, и жизнь
москвичей превратилась в ад. Тротуарная плитка покрылась тонкой наледью,
поэтому любая прогулка по ней стала приравниваться к экстремальному
виду спорта. Видео, снятое свидетелями, говорило о том, что сотни
переломов, случившихся с горожанами всего за две недели, - это не
предел. Могло быть хуже.
РЕАГЕНТЫ С СЕКРЕТОМ
Почему в Москве случился этот коллапс? Ни сами руководители
департамента ЖКХ, ни независимые эксперты не скрывают: причина в новых
реагентах. Столичные чиновники совсем недавно хвастались - в столице
теперь не вывозят снег на грузовиках, его растапливают прямо в городе.
Глава департамента природопользования Антон Кульбачевский
не без гордости заявил, что в городе остается не более 5 процентов
снега. Страсть к экспериментам обошлась сотням людей переломами рук и
ног.
«Асфальт покрывается льдом меньше и реже, чем плитка. На ней
неровности, выемки между камнями собирают воду, она скапливается и очень
быстро замерзает. Кристаллы льда разрастаются дальше по поверхности.
Можно убирать наледь механически, но это дорого и требует использования
армии дворников. Можно залить все это реагентами. На несколько часов лед
растает, но затем химическая реакция заканчивается и вода опять
превращается в куда более серьезный слой льда», - рассказывает научный
сотрудник Московского института коммунального хозяйства и строительства Юрий Власов.
Между тем десятилетиями город благополучно пользовался пескосоляной
смесью. В середине 1990-х ее заменили технической солью, а в 2001-м
власти решили отказаться и от нее - якобы этот состав забивал водостоки и
трубы. Тогда в городе появились реагенты на основе хлористого магния.
Экологи подняли тревогу - магний скапливался в почве, чем наносил
природе непоправимый ущерб. Поэтому сейчас вся химия основана на
хлористом кальции. Москвичи жалуются: соль, конечно, оставляла на обуви
белые разводы, но не уничтожала сапоги и ботинки так, как это делают
сегодняшние реагенты. И владельцы животных не вздыхали над
изуродованными лапами своих питомцев.
«Из Москвы исчезают птицы: воробьи, голуби, вороны. Они едят реагенты и погибают», - заявила депутат Мосгордумы Елена Шувалова.
«Действительно, с птицами творится что-то странное. Появились
сообщения, что они стали вести себя агрессивнее», - подтвердил депутат Евгений Герасимов. Но реагенты закупают в огромных количествах. Почему?
Экологи говорят о том, что пескосоль стоит буквально копейки - в
среднем 100 рублей за мешок в 25 килограммов. За этот же объем
технической соли попросят 150 рублей. Совсем другое дело
противогололедные реагенты на основе хлорида магния. Здесь закупка
четверти центнера обойдется в 500-530 рублей. Та химия, которой
пользуются коммунальщики сегодня, обходится бюджету в 400-450 рублей за
мешок. Нетрудно догадаться, почему именно ей отдается предпочтение.
На реагенты городской бюджет тратит сегодня около 7 миллиардов рублей
в год. Эксперты утверждают, что на химию хватит и 2 миллиардов. Значит,
5 миллиардов буквально уходят в песок?
АРИФМЕТИКА ЗДРАВОМЫСЛИЯ
Член Совета по правам человека при президенте РФ Андрей Бабушкин
утверждает, что ежегодный ущерб от применения химии на дорогах
составляет 50 миллиардов рублей. Но шансов на то, что в город опять
завезут куда более безопасные песок и гранитную крошку, практически нет.
Слишком многим выгодно использование химии.
«Допустим, реагенты повреждают днища 1 миллиона машин в год, из-за
этого стоимость машины падает на 10 тысяч рублей. Умножим, получим 10
миллиардов рублей - это ущерб, который получают люди. В Москве 8
миллионов пешеходов, каждый за сезон пользуется двумя-тремя парами
обуви, а стоит она минимум 2 тысячи. Мы видим, что из кармана людей
вытаскивают 16 миллиардов рублей. Реагент - это Клондайк для
всевозможных производителей,» - говорит Бабушкин.
Столичное правительство каждый год покупает около 500 тысяч тонн
реагентов. Начиная с 2011 года запасы ни разу не были израсходованы
полностью, но, тем не менее, их закупка постоянно увеличивается.
Бабушкин замечает, что в городе до сих пор не появились простейшие
дозаторы, с помощью которых реагенты высыпаются на дороги в строго
определенных количествах, поэтому коммунальщики кладут их на свое
усмотрение толстым слоем.
Эксперт считает, что куда разумнее увеличить количество дворников.
«Один дворник получает 25 тысяч рублей. На 1 миллиард можно нанять 3
тысячи человек. Если сократить приобретение реагентов до суммы 2
миллиарда, то можно нанять 15 тысяч дворников», - утверждает Бабушкин.
Он замечает при этом, что вопрос реагентов будет интересен не только
экологам и коммунальщикам, но и представителям Следственного комитета
РФ.
Каким в идеале должно быть дорожное покрытие?
«Для покрытия дорог другие страны сразу применяют материалы с
шероховатой поверхностью - это асфальтобетон, бетон, натуральный камень.
На самых популярных участках дорог используют геотермальные технологии
обогрева дорог: под проезжую часть и мостовую закладывают трубки, по
которым идет горячая жидкость, или проводят слабый ток через бетонные
плиты, которые содержат металлическую стружку», - рассказывает
архитектор Яна Козак. В том, что на поверхности, не
пропускающей воду, мгновенно появляется скользкая ледяная корка, нет
ничего удивительного. В этой ситуации надо всего лишь превратить гладкую
поверхность в шершавую. Это делается с помощью песка или гранитной
крошки. Тогда и подошва обуви, и колеса машин не будут скользить.
Все эти тонкости давно хорошо известны специалистам. Вот только кто-нибудь спросил их мнение?
Материал подготовила Наталья Пуртова
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|