Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Планета Тайн | Из жизни.ру | НАША ПЛАНЕТА | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты
Пятница, 01.03.2019, 00:44
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS



Форма входа
Логин:
Пароль:


Другие наши новости


Здесь для вас:

Загрузка...

Планета в контакте

Новости сегодня
Сегодня материалов нет.

Активность на форуме

Постов на форуме: 11986
Группа: Друзья Нашей Планеты

Постов на форуме: 6667
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4073
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3702
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 3567
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2756
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Надёжа
Комментариев: 14217
Группа: Проверенные
Bujhm0709
Комментариев: 11169
Группа: Друзья
Микулишна
Комментариев: 10680
Группа: Друзья Нашей Планеты
kotik
Комментариев: 9630
Группа: Проверенные
ДревлЯнИнЪ
Комментариев: 9475
Группа: Проверенные
hawker
Комментариев: 7698
Группа: Проверенные


Статистика



Календарь

Астрология, пророчества [827]Астрономия и космос [1197]Безумный мир [1928]Войны и конфликты [2182]
Гипотезы и версии [2960]Дом,сад,кулинария [3452]Животные и растения [2404]Здоровье,психология [4034]
История и археология [3993]Мир вокруг нас [1840]Мировые новости [7133]Наука и технологии [725]
Непознанное [3455]НЛО,уфология [1133]Общество [6661]Прогнозы ученых,исследования [614]
Происшествия,чп,аварии [1063]Российские новости [5397]Стихия,экология,климат [2333]Феномены и аномалии [776]
Фильмы и видео [5519]Частное мнение [4581]Это интересно! [2830]Юмор,афоризмы,притчи [2217]


12:26
Зачем на Руси "перепекали" детей?

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.

Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:

– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;

– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;

– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.

...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...

Автор: Валентина Пономарева

(по материалам этнографических экспедиций)




Оцените материал:



ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Источник: http://cont.ws/post/213584| Просмотров: 2392 | Добавил: Evgeniy| | Теги: зачем, на, Руси, перепекали, детей? | Рейтинг: 4.8/29

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 2
4
1 Надёжа   (01.03.2016 13:51)
ОДин знаменитый дядечка рассказывал(забыла кто). Родился он с братом близнецом. Брат был крепыш , здоровяк, а дядечка этот родился маленьким, хилым, не жилец, в общем. Дед положил его в рукавицу, в тёплую печь. Там и держали. Выжил этот хлопец, и всю жизнь прожил, никогда не болея. А братик-крепыш-умер. Вот судьба какая.

3
2 сергей   (01.03.2016 16:22)
На Руси русская печь всегда была верной спутницей человека. На протяжении многих веков русские печи использовались как для приготовления пищи, выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, грибов, кореньев, так и для обогрева жилища: в зимнее и осеннее время, русская печь обогревала, просушивала помещение. Во время болезни домочадцев русская печь лечила практически все простудные заболевания.
При необходимости русская печь с успехом заменяла даже баню. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали все лишнее- еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи. На стены русской печи плескали водой или разведенным квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Далее полагалось сидеть в русской печи и как следует потеть.
Первым в печи парился тот, кто был способен переносить самую высокую температуру. Так как после каждого попарившегося температура в печи уменьшается, но главное в такой парилке то, что в печи нет пара. В ней тело находится среди горячих стенок, от которых идет сухое тепло, и равномерно прогревает тело. Именно такое тепло лечит. Чтобы не обжечь тело, в печь, начиная с шестка, стелили коврики - маты, сплетенные из соломы. Для изготовления коврика применяли любое травянистое растение, которое в сухом виде не поранит тело. Коврики после бани споласкивались в воде, затем сушились, сворачивались в рулоны до следующей бани. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи. wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Загрузка...

По этой теме смотрите:




ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [827]Астрономия и космос [1197]Безумный мир [1928]Войны и конфликты [2182]
Гипотезы и версии [2960]Дом,сад,кулинария [3452]Животные и растения [2404]Здоровье,психология [4034]
История и археология [3993]Мир вокруг нас [1840]Мировые новости [7133]Наука и технологии [725]
Непознанное [3455]НЛО,уфология [1133]Общество [6661]Прогнозы ученых,исследования [614]
Происшествия,чп,аварии [1063]Российские новости [5397]Стихия,экология,климат [2333]Феномены и аномалии [776]
Фильмы и видео [5519]Частное мнение [4581]Это интересно! [2830]Юмор,афоризмы,притчи [2217]


АРХИВ САЙТА:
История и археология [3476]Здоровье,психология [5328]Наука и технологии [1958]Новости космоса,астрономия [1768]
НЛО,уфология [1727]Пророчества и предсказания [737]Гипотезы и версии [4280]Непознанное [3383]
Животные и растения [2599]Общество [7517]Эзотерика и астрал [1964]Интересности и юмор [3579]
Безумный мир [2030]Мир вокруг нас [1757]
-->
ПОМОГИТЕ СПАСТИ МАЛЫША!

Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 50
Пользователей: 50
Сейчас комментируют: 0


Мы комментируем

На форуме

Загрузка...

Интересное сегодня
Сегодня материалов нет.

Новости готовят...

Новостей: 17602 Архив: 20314

Новостей: 11860 Архив: 10063

Новостей: 11446 Архив: 2432

Новостей: 6717 Архив: 7294

Новостей: 3263 Архив: 5191

Новостей: 1608 Архив: 0

Новостей: 1395 Архив: 1

Новостей: 1363 Архив: 0

Новостей: 1118 Архив: 4802

Новостей: 954 Архив: 936