Суббота, 22.02.2020, 13:22
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

02:46
Фантастическая повесть или история византийской философии?
Фантастическая повесть или история византийской философии? В своих заметках по поводу новой книги В.М. Лурье «История византийской философии» К. Шахбазян пытается проникнуть за кулисы «эксклюзивного» метода автора книги, вызывающей ощущение какого-то странного «постмодернистского розыгрыша», в котором мир авторского воображения смешан с жанром научного труда, за чем скрываются серьезные методологические упущения.

2006 год от Р. Х. был отмечен в России событием, которое могло стать долгожданной радостью для всех, кто, как говорится в книжных аннотациях, «интересуется историей духовной культуры»[1]. Событие это - выход в свет в Санкт-Петербурге книги с многообещающим названием «История византийской философии».

Радостное чувство, вызванное известием о публикации произведения, самим своим названием обещающего заполнить наконец совершенно нетерпимую уже в отечественной науке лакуну - отсутствие ученого труда, представляющего целостную картину философских воззрений в Византии, - было, однако, изначально омрачено опасениями, что предпринятое автором дело не увенчается успехом. Главной причиной опасений стала личная и научная репутация автора, В. М. Лурье, печально известного тем, что суждения его по практически любому затронутому им вопросу отличаются непременно какой-то нарочитой и чрезмерной «эксклюзивностью» (говоря мягко). К сожалению, при знакомстве с новым опусом Лурье мы видим, что подтверждаются как раз опасения (и даже более, чем мы могли предположить), а радостное чувство меркнет быстро. На читателя обрушивается настоящий вал «эксклюзивности». Возникает впечатление, будто мы имеем дело не с научным трудом, а с изложением взглядов человека, описывающего лишь мир своего воображения, который ложно принимается им за реальный; но, с другой стороны, по мере чтения этого в своем роде уникального текста родится и крепнет подозрение, что автор предлагает читателю принять участие в некой игре, и эта книга - какой-то постмодернистский розыгрыш или просто баловство.

Разбор всех допущенных в книге ошибок, пожалуй, почти невозможен - эта работа потребовала бы длительного кропотливого труда целого коллектива авторов-специалистов в разных областях - да и не нужен: на всякий чих не наздравствуешься. Но и оставить книгу совсем безответной тоже нельзя. Хотя бы потому, что следует предупредить возможные (да, насколько нам известно, уже и осуществляемые) планы использовать ее в качестве учебного пособия по изучению «истории византийской философии». Посему мы и определили жанр нашего выступления как «заметки». Мы ни в коей мере не претендуем исчерпать богатейший материал для критики, предоставленный Вадимом Мироновичем, но некоторыми наблюдениями поделиться намерены.

Византийская философия?

Вначале укажем на то, чего в книге Лурье нет, ибо далеко не всегда применимо правило, повелевающее критиковать только за то, что есть. Читатель вправе ожидать (а не обнаружив ожидаемого, счесть себя обманутым), что в книге с названием «История византийской философии» необходимо должна быть - философия. Но именно философии в книге практически и нет. Как же так случилось? Объяснение «вопиющего молчания» автора кроется в том, как он предлагает понимать термин «византийская философия».

Свое понимание Лурье излагает в чрезвычайно запутанной главке Введения, озаглавленной так: «Что такое «византийская философия»?» Чтобы нам правильно понять сказанное в этой главке и дать объяснение указанному факту отсутствия философии в книге о философии, надо прежде распутать целый клубок противоречий, уместившихся на одной странице текста.

Лурье пишет:

«Не будет ошибкой сказать, что в Византии было сразу две философии - античная и собственно византийская»[2].

С этой мыслью, кажется, никто не станет спорить. Действительно, долгое время в Византии сосуществовали два мировоззренческих течения мысли: языческое (которое можно отождествить с «античным») и христианское («собственно византийское»).[3] Представляется очевидным, что каждое из течений должно было выражать себя в собственной философии. Если думать так, то задачей автора становится сравнительный анализ двух философий и попытка уразумения специфических черт философии «собственно византийской» - предполагаемого объекта исследования в книге.

Однако В. М. Лурье в следующем за цитированным предложении вдруг заявляет, что «византийская цивилизация сделала античную философию своей собственной и сохранила ее как живую традицию до Нового времени. Аристотель и Платон (именно в такой последовательности) оставались основой философского образования и в Византии, где их продолжали переписывать, изучать, комментировать и развивать их мысли»[4]. Итак, античная философия есть «своя собственная философия» Византии; ее традиция - «живая традиция»; мысли античных философов не только «переписывались и изучались», но и - «развивались». Но в таком случае непонятно, как можно говорить о двух философиях. Утверждение Лурье, что «эту традицию будет вернее назвать не «византийской философией», а «античной философией в Византии» можно было бы принять, если бы им утверждалось наличие в Византии языческой философской школы, продолжавшей и развивавшей традиции языческой философии. Философы этой школы непременно должны быть идентифицированы как язычники или как уклонившиеся в язычество (хотя бы в некоторых положениях своего учения) христиане. Для таковых и только для таковых языческая философия может считаться «своей собственной». Философию этой школы требуется как-то отличать от христианской. Если же полагать, что языческая философия остается «собственной» философией и для всех христиан Византии, то следует или прямо назвать «собственно византийскую» философию языческой, или продолжить экспликацию гарнаковского тезиса об «острой эллинизации христианства», - но в любом случае говорить о двух философиях в Византии не может считаться корректным. А это будет означать, что никакой «собственно византийской» философии в Византии не существовало (как отличной от языческой, как собственно христианской). А была - античная философия в Византии, сделавшей античную философию своей собственной и сохранившей ее как живую традицию[5]. Но Лурье настаивает на том, что «собственная» философия Византии не является «собственно византийской». Он говорит: «Дело в том, что, как правило, носители традиции профессионального философствования не пытались рассуждать на самые важные для византийского общества темы - темы христианского богословия»[6].

Что, однако, следует из этого пояснения? Только то, что в Византии были философы, «сохранившие ее (античную языческую философию - К. Ш.) как живую традицию до Нового времени; и то, что, наряду с этой живой философской традицией, была и другая - христианского богословия. Мы можем также отдать должное осторожности представителей собственно философской традиции, которые, будучи наследниками и носителями языческого по сути мировоззрения, разумно старались избегать «тем христианского богословия». Тем более что, как замечает Лурье, «исключения, когда они бывали, приводили к конфликтам. После одного из них Константинопольский Собор 1082 г. предал анафеме всех тех, кто изучает философию Платона и Аристотеля «не только для обучения»[7]. О ком же, собственно, ведет речь Лурье?

Как к своей собственной к философской традиции Платона и Аристотеля относились, - например, философы-неоплатоники. Без сомнения, они были «носителями традиции профессионального философствования». Однако они никак не могли «донести» эту традицию до Нового времени, так как закрытие в 529 году Афинской неоплатонической философской школы означало фактическое прекращение существования античного неоплатонизма. Да и вообще, можно говорить и спорить о влиянии неоплатонизма как на современное ему христианство, так и на христианство последующих веков, можно спорить о степени этого влияния; но нельзя же всерьез полагать, что неоплатонизм-то и есть если и не «собственно византийская» философия, то хотя бы «своя собственная» философия христианской Византии.

Но о каких же тогда представителях античной философии говорит Лурье? Это несколько проясняется далее в тексте книги, где сказано, что «история античной философии <...> продолжалась и в Византии до самого ее падения в 1453 году и имела статус либо светской науки, либо религиозного вольномыслия»[8]

Под таковое определение подлинная собственно античная философия в Византии - неоплатонизм - разумеется, не подходит, так как ее невозможно назвать ни светской, ни имеющей статус религиозного вольномыслия. Посему, видимо, автор и не уделяет ей почти никакого внимания в своей книге.[9] Значит, речь идет о другой античной философии. Коль скоро Лурье вспоминает анафемы Константинопольского Собора «всем тем, кто изучает философию Платона и Аристотеля не только для обучения», то можно догадаться, что имеется в виду Константинопольская высшая школа, созданная в 425 году императором Феодосием II и просуществовавшая, с небольшими перерывами, до падения Византии, так как кафедру философии в ней одно время возглавлял «ипат философов» Иоанн Итал, с чьим учением и связаны названные анафемы.

Нам следует выяснить, насколько деятельность Константинопольской высшей школы может быть, в духе Лурье, представлена как античная философия, то есть «сохраняющей ее живую традицию». В определенной мере это правомочно: Аристотель и Платон действительно «остались основой философского образования» в этой школе, их усердно «продолжали переписывать, изучать, комментировать и развивать их мысли». Но была ли философская традиция, означенная именами Платона и Аристотеля, - светской философией? Любой читатель, хоть сколько-нибудь знакомый с историей античной философии, ответит отрицательно. При этом сам читатель может быть не обязательно неоязычником; он может быть иудеем, буддистом, христианином, атеистом, наконец, - то есть для него изучение философии Платона (бывшего не светским, а религиозным философом) будет вполне светским делом. Но имеет ли он право, в таком случае, считать себя причастным живой традиции античной философии? Никоим образом. Философствовать внутри живой традиции и изучать эту традицию - разные вещи. Иное дело, когда изучение философии (той или иной) связано с поисками ответов на живые, животрепещущие, так сказать, вопросы, рождающиеся в уме и сердце исследователя. Тогда к изучению он бывает побуждаем пониманием, что волнующие его вопросы ставились и в прошедшие времена, и стремится узнать и вопросы, и ответы, и сами способы вопрошания и поиска ответов в трудах «предшественников». Может быть, в этом случае можно говорить о причастности живой традиции? Лишь отчасти. Всецело причастным той или иной философской традиции может считаться философ, чье философствование не только имеет общий с предшествующей традицией источник и способ вопрошания, но и протекает в едином русле поиска и формулирования ответов.

Если мы теперь обратимся к истории философии в Византии (и, в частности, к примеру, приведенному Лурье), то обнаружим, что к конфликтам приводили не попытки изучавших античную философию обратиться к «темам традиционного христианского богословия», а полное принятие ими традиции античной философии (включая и неприемлемое для христианина) и некритическое усвоение (то есть отношение к ней как к «своей собственной»)[10]. Именно о недопустимости полного принятия традиции античной философии говорится в анафематизмах упомянутого Лурье Собора, обращенных с осуждением к «предпочитающим буюю внешних философов глаголемую премудрость и наставником их последующим» (Анафематизм 3) и «приемлющим еллинская учение и не ради наказания токмо сим наказующимся, но и мнением их тщетным последующим и яко истинным верующим» (Анафематизм 7)[11]. Собор не запрещает изучающим античную философию богословствовать, но анафематствует последующих тщетным (ложным) мнениям изучаемой философии и принимающих эти мнения за истины.

Лурье же умудряется из анафематизмов Собора сделать следующий вывод: «Имелось в виду, что традиции античной философии хороши для построения категориального аппарата богословия, но совершенно непригодны для познания фундаментальных истин о Боге человеке и мироздании»[12].

Возникает вопрос: а насколько хорош, по Лурье, категориальный аппарат христианского богословия, построенный на основании традиции античной философии, если само основание «совершенно непригодно» ни для богословия (фундаментальных истин о Боге), ни для истинной философии (фундаментальных истин о человеке и мироздании)? И если все-таки хорош, то как он может быть таковым, будучи усвоен от «негодящей» традиции? Лурье, видимо, не вполне отчетливо различает ложные мнения античной философии, от следования которым предостерегает Собор, и - то, чему в античном наследии полезно научаться, то есть мнения истинные. Не получается ли, что у античной философии была взята лишь терминология? Мы говорим «лишь терминология», потому что усвоенными оказываются пустые термины без значений, категориальный аппарат - без описываемого им. Если принять вышеприведенный вывод Лурье, то следует принять и мысль, что термины античной философии ничего не говорят христианскому богословию и христианской философии, ибо они суть выражение содержания философской традиции, совершенно непригодной «для познания фундаментальных истин». То есть, строго говоря, восприняты и унаследованы были вполне бессмысленные значки. Почему набор таких «значков» Лурье именует «категориальным аппаратом», отнюдь не ясно. Но возникает подозрение, что он не очень хорошо знает, или упускает из вида значение (и этимологию) слова «категория» (κατηγορία).

Немудрено, что всякое осмысленное отношение к терминам античной философии (то есть учитывающее их значения, то, о чем и что они говорят) понимается Лурье как экспансия чуждого и вредного для христианства содержания: «Светская философия начинает влиять на ученое богословие только тогда, когда в последнем возникает некоторая слабость, своего рода ослабление иммунитета против внешних идеологических влияний».

Понятно поэтому, что всерьез интересоваться античной философией в Византии автор «ИВФ» не намерен. Его редкие обращения к античной философии (иметь ли в виду языческих авторов или христиан) тут же прерываются напоминанием: «Но мы излагаем историю философии христианской»[13]. Посему ничего помимо нескольких невнятных и малоинформативных упоминаний, о «светской философии» в «ИВФ» не имеется.

Но, может быть, в книге есть хотя бы изложение того, что, по словам автора, составляет ее предмет преимущественно - философии христианской (святоотеческой и далеко не тождественных ей еретических)? Отнюдь нет. Закрыв книгу, читатель так и останется в неведении относительно вещей, имеющих прямое отношение к философии: относительно христианской теории познания (метода, способа и границ познания Бога, мироздания и человека); относительно применения категорий философских (описывающих мироздание и человека) в богословии («описывающим» Бога) и метода, способа и границ их применимости; относительно христианской философии языка (метода, способа и границ возможности говорения о Боге, мироздании и человеке). Ничего этого, как и многого другого, читатель в книге с названием «История византийской философии» не найдет.

[1] См.: Нисский Григорий. Об устроении человека. / Пер., прим. и послесловие В. М. Лурье. СПб., 1995. Аннотация.
[2] ИВФ. С. 11.
[3] В определенном смысле можно сказать, что языческая философия никогда в Византии окончательно не умирала, чему свидетельством - сочинения византийских платоников: Пселла, Иоанна Итала, Плифона и других.
[4] ИВФ. С. 11.
[5] Некоторая «корявость» нашего вывода обусловлена «корявостью» игры слов у Лурье, которая возникает при сопоставлении названий двух философий в Византии: «собственно византийская» и «собственная» византийская.
[6] ИВФ. С. 11.
[7] Там же.
[8] ИВФ. С. 330.
[9] О чем, впрочем, сожалеть особенно не следует. Чтобы представить себе уровень понимания автором философии неоплатонизма, достаточно ознакомиться со статьей С. В. Месяц «К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского» (Богословский вестник. 2006. №№ 5-6. С. 670-680), где «попытка хотя бы эскизно представить взгляды Аммония на проблему универсалий», осуществленная в предварительном варианте» второй главы ИВФ (см.: Лурье В. М. Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха // Византия: общество и Церковь. Армавир, 2005. С. 5-133), была подвергнута корректной, но уничтожающей критике.
[10] В качестве примера противоположного можно указать на закрытие Константинопольской высшей школы иконоборческим императором Львом Исавром. В данном случае к конфликту привела твердая православная богословская позиция преподавателей и воспитанников школы.
[11] Успенский Ф. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1893. С. 15-16. См. также: Анафема. История и ХХ век. Издательство Сретенского монастыря, 1998. С. 139-140.
[12] ИВФ. С. 12.
[13] Там же. С. 330. Интересно, а к какой: к «собственно византийской» или «собственной» византийской традиции - относит автор «Философские главы» прп. Иоанна Дамаскина? Очевидно, не будучи в силах решить этого, Лурье вовсе не упоминает названное сочинение. Факт вопиющий; он один может сказать потенциальному читателю, что название книги является вводящим в заблуждение относительно ее содержания. Не сказать о сочинении, представляющем собою пример христианской рецепции античного философского наследия (прежде всего: Категорий Аристотеля и Введения к Категориям Аристотеля Порфирия) представляется невозможным. Но для Лурье это отнюдь не очевидно.


Фантастическая повесть или история византийской философии? Критические заметки по поводу книги В. М. Лурье «История византийской философии»


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Гипотезы и версии | Просмотров: 716 | Добавил: mogilevec| | Теги: история, христианство, богословие, религия, наука, философия, Византия | Рейтинг: 3.4/7

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 1
0
1 Электрон   (14.06.2017 07:43) [Материал]
biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3946]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4912]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [781]Гипотезы и прогнозы [4349]Дом,сад,кулинария [88]
Животные и растения [2650]Здоровье и красота [5432]Интересности и юмор [3639]
История и археология [3611]Космос, астрономия [1829]Мир вокруг нас [1820]
Наука и технологии [2019]Непознанное [3509]НЛО,уфология [1736]
Общество, в мире, новости [8099]Психология и отношения [42]Стихия, климат, экология [105]
Фильмы и видео [152]Частное мнения [47]Эзотерика и феномены [1984]
-->