В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Режиссер
оставил после себя около 30 фильмов, каждый из которых становился хитом
советского и российского кинопроката. Многие картины Рязанова разошлись
на цитаты, его фильмы, снятые более 40 лет назад, до сих пор смотрятся
на одном дыхании и можно с полной уверенностью утверждать, что нет
зрителя в России, который не знал бы имени этого режиссера…
Сам Рязанов отзывался о себе скромно: "Я себя никогда не ощущал классиком - ни кино, ни литературы", - говорил народный артист СССР.
Музыкальная комедия "Карнавальная ночь", вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.
Несмотря
на скепсис худсовета, назвавшего отснятый режиссером черновой материал
"скучным и бездарным", картина имела невероятный по тем временам успех у
зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов. Молодая актриса
Людмила Гурченко, исполнившая в "Карнавальной ночи" одну из главных
ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.
Фильм "Гусарская баллада",
одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик
Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской
битвы, а его премьера прошла в Москве в кинотеатре "Россия" 7 сентября
1962 года.
На
роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это
был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса
Фрейндлих.
В 1966 году зрителям была представлена лирическая комедия Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", которую он снял по повести Эмиля Брагинского.
По
воспоминаниям режиссера, сюжет был основан на популярной в те годы
легенде о "народном Робин Гуде", который угонял и продавал автомобили
"расхитителей социалистической собственности", а деньги переводил в
детские дома.
Как впоследствии выяснили Рязанов и Брагинский, история о благородном похитителе оказалась полностью вымышленной.
"Этот тип поднял руку на самое святое, что у нас есть - на Конституцию!" - говорит один из героев фильма.
В итальянском варианте комедия "Невероятные приключения итальянцев в России",
снятая в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, называлась
"Одна безумная, безумная, безумная гонка по России" – Una matta, matta,
matta corsa in Rusia.
Рассказывают,
что продюсер Дино ди Лаурентис, первоначально ознакомившись со
сценарием, написанным дуэтом Рязанов-Брагинский, объявил его полной
ерундой, которую итальянский зритель смотреть не станет.
По
требованию ди Лаурентиса Рязанов переписал сценарий, превратив его
фильм-погоню с разнообразными трюками и сценами с живым львом.
Рязанов
любил играть в своих картинах эпизодические роли. В "Невероятных
приключениях" он появился в фильме в образе доктора на крыле самолёта,
который отбивал лёд с заледенелого мафиози.
Диалог из фильма:
- А вы что, не знаете, что я по происхождению русский - Да?
- А что, разве не заметно?
- Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!
"Ирония судьбы, или С легким паром"
(1975) до сих пор считается одним из самых популярных советских фильмов
и традиционно демонстрируется по российскому телевидению под Новый год.
Фильм
снят по пьесе "С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь", которая
была написана в 1969 году и к моменту выхода картины в прокат шла в
различных театрах.
Сыгравшую одну из главных ролей польскую
актрису Барбару Брыльску дублировала Валентина Талызина, но ее имени нет
в титрах, как и указания на то, что песни за героев Брыльской и Мягкова
исполняли Алла Пугачева и Сергей Никитин.
Сам Эльдар Рязанов сыграл в фильме пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
Диалог из фильма:
-
Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А
вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям. - Да… Ошибки
учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее
дорого.
Фильм "Служебный роман", вышедший на
экраны в 1977 году, был экранизацией пьесы "Сослуживцы", написанной в
1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским.
Слова к знаменитой песне "У природы нет плохой погоды" на музыку Андрея Петрова были написаны самим Рязановым.
Во время съёмок "Служебного романа" песни исполнял сам Андрей Мягков (в "Иронии судьбы" за него пел Сергей Никитин).
"Если
бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы
работаем", - говорит главный герой фильма Анатолий Ефремович
Новосельцев.
В фильме "Гараж" (1979), основанном
на реальных событиях, Рязанов не изменил себе и вновь снялся в
эпизодической роли. Герой Рязанова - начальник отдела насекомых, который
проспал все собрание кооператива, облокотившись на чучело бегемота.
"Гараж",
вышедший в прокат в 1979 году, повествует о заседании гаражного
кооператива, на котором нужно решить, кого из присутствующих лишить
гаража. Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном
НИИ "Охраны животных от окружающей среды".
Цитаты из фильма:
-
Машинисту крана была выплачена премия, которая проведена строго по
смете как оплата дневного сторожа. Дневной сторож был оплачен, строго по
смете, как укладка асфальта, а работы по укладке асфальта были
оплачены, строго по смете, как работы по озеленению.
-
Чем ты занимаешься, аспиранточка? Изучаешь серебристого журавля, а он,
между прочим, гнездится за границей... Этот журавль в небе - вообще не
наша птица.
- Серебристый журавль - птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая.
Главные роли в фильме "Вокзал для двоих" сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.
Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.
"Жестокий романс"
снят в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского
"Бесприданница". Для Ларисы Гузеевой роль Ларисы Огудаловой стала
кинодебютом.
"Забытая мелодия для флейты",
вышедшая в 1987 году, снята по пьесе "Аморальная история", которую
Рязанов написал в соавторстве с Брагинским. Главные роли исполнили
Леонид Филатов, Татьяна Догилева и Ирина Купченко в главных ролях.
Диалог из фильма:
- Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?
- Икрой.
- Ой, икра есть как раз! Кабачковая!
Рязанов о себе:
"Я
считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то,
что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но
никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был
модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый
человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать".
"Про
себя могу сказать одно - я всегда делал такие фильмы, которые я сам,
как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную
другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил", - говорил Рязанов несколько лет назад.
От репрессий - к комедиям: долгая жизнь Рязанова
Будущий
режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас - Самара). Там
жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр
Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в
Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.
Однако
уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в
Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и
мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938
году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме
больше 17 лет.
Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.
Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.
В
различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы
ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя
за пятиклассника.
Первые работы
Рязанов
после школы поступает во ВГИК, причем он смог попасть в мастерскую
известного в то время режиссера Григория Козинцева, снявшего "Шинель",
"Новый Вавилон", "Гамлета" и другие фильмы.
Рязанов также учился и другого знаменитого режиссера - Сергея Эйзенштейна. С ним он много общался, ходил к нему в гости.
В
1950 году Рязанов закочнил ВГИК. Его выпускной работой стала
документальная лента "Они учатся в Москве" в соавторстве с однокурсницей
Зоей Фоминой. Она стала первой супругой режисера, однако этот брак
распался. В этом браке родилась дочь Ольга.
Сразу после института
Рязанов устроился работать в Центральную студию документальных фильмов.
Там он снимал сюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт" и
"Новости дня".
Лишь пять лет спустя Рязанов ушел работать на
"Мосфильм". Первой его крупной работой на "Мосфильме" стал
широкоэкранный фильм-концерт "Весенние голоса", который он поставил
вместе с Сергеем Гуровым.
Руководитель студии Ивань Пырьев
внимательно следил за работой Рязанова. Он и уговорил своего
подчиненного снять фильм "Карнавальная ночь", ставший дебютом Рязанова в
игровом кино. Фильм стал самым кассовым в 1956 году. Он же сделал
знаменитой молодую актрису Людмилу Гурченко. Да и сам Рязанов
превратился в звезду, за творчеством которой стал следить весь СССР.
После
"Карнавальной ночи" последовало множество комедий Рязанова, которые
также оказывались успешными. В 1958 году вышла "Девушка без адреса", в
1961 году - "Человек ниоткуда", а еще через год - знаменитая "Гусарская
баллада". В съемках "Гусарской баллады" Рязанову опять помогал Пырьев,
который уговорил сняться в картине Юрия Яковлева. Самому режисеру
пришлось убеждать киноначальство в том, что фильм романтизируют
российскую историю.
На "Мосфильме" Рязанов познакомился и со
своей второй женой Ниной Скуйбиной, работавшей там редактором. С ней он
прожил до ее смерти в 1994 году.
Литературное творчество
Детская
мечта Рязанова о писательской карьере также сбылась. В 1960-е годы он
начал активно сотрудничать со сценаристом Эмилем Брагинским. Именно в
соавторстве с ним были написаны сценарии для многих знаменитых работ
Рязанова.
Первым совместным фильмом Рязанова и Брагинского стала
картина "Берегись автомобиля", вышедшая на экраны в 1966 году. В основе
фильма лежит история о советском "Робин Гуде", воровавшим машины
расхитетелей госсобственности. В итоге, история оказалась выдуманной. Но
Брагинский с Рязановым смогли прописать все повороты сюжета, диалоги и
перепитии характеров героев так, чтобы зритель в них поверил.
Рязанов
и Брагинский закрепили успех множеством других фильмов. Они стали
соавторами сценариев таких фильмов, как "Зигзаг удачи", "Служебный
роман", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в
России", "Вокзал для двоих", "Гараж" и "Иронии судьбы, или с легким
паром!".
В 1977 году вышли книги Рязанова "Грустное лицо комедии"
и "Эти несерьезные, несерьезные фильмы". До этого в виде книге был
опубликован и "Зигзаг удачи".
В 1983 году было опубликовано
первое издание книги "Неподведенные итоги". Также у Рязанова есть
сборник стихов "Ностальгия" и другие произведения.
Зрелые годы
Постепенно
вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который
вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов,
Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков,
Олег Басилашвили и другие.
В
1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел
программу "Кинопанорама", а также создавал авторские телепередачи, среди
которых оказались, например, "Парижские тайны Эльдара Рязанова" и
"Разговоры на свежем воздухе".
Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
В
1991 году вышла трагикомедия "Небеса обетованные", а затем поставленной
по собственной пьесе "Предсказание". В 2000 году Рязанов снял
трагикомедию "Старые клячи".
Последними фильмами режиссера стали сказка "Андерсен. Жизнь без любви" и "Карнавальная ночь - 2".
Рязанов
также был президентом Российской академии кинематографических искусств
"Ника", а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.
Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.
Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Да, какая светлая ПАМЯТЬ, о чём ВЫ? ОН, Эль/Дар "РЯЗАНОВ", да прости ВСЕВЫШНИЙ, к сожалению, был у ИСТОКОВ и в числе активных проводников РАЗВАЛА СССР. И, к сожалению, до сих пор, был одним из ВЕРШИТЕЛЕЙ СМЕРТЕЛЬНО/ГУБИТЕЛЬНОГО процесса нынешней современной РОССИИ. Его хотят похоронить на "Новодевичьем Кладбище". Надо, искренне, признать, что это ошибочное решение пред старым и нынешним поколениями, которые, чтут и уважают прежние старорусские КАНОНЫ и ПОЧИНЫ. Но, о которых не помнят /и не хотят!/ сегодняшние "так называемые правители". А ЖАЛЬ! Помните, БУМЕРАНГ ОБРАТНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УТРОЕННОЙ СИЛОЙ!!!
Вот вам мое мнение Об этом якобы супер режиссере: "Супе®Режиссе®е" как персона публичная и влияющая на массы людей от млада до велика, заслуживает как порицания так и похвалы после смерти! http://topru.org/29096/eldar-ryazanov-kak-obrazec-intelligenta/ «Я очень многие поступки Ельцина одобряю. Но единственное, что я не могу ему простить, это то, что он назначил такого преемника, который, во-первых, просто поднял опять, так сказать, то, что было отодвинуто историей — слой этих жадных, страшных, темных людей, которые представляли у нас самые страшные, злые силы, за которыми стоят толпы казненных, окровавленных и так далее, и так далее. Вот, чего я простить ему не могу, к сожалению» Но царь борис дал те вольно творить де шедевры метр?да и злой нынешний тиран тя не трогал вроде...
ну и вся желчь «Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все, сразу и много и при этом не работать. Русские сказки — это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему» Вот видишь как оно получается лучшие ЛЮДИ в России это те кто без Русского менталитета, от оно что,тогда понятно что нам так плохо живется со своим менталитетом, он мешает ЛЮДЯМ жить в России!!!(а ну это еще железная корга говорила что нас хватит и 15 милионов, как раз ровно стока жить не мешают)это ваще просто вышка
8 марта 2014 года он подписал под №5 обращение либеральных кинематографистов к евромайдановцам «Мы с вами!», где говорилось «Вы справедливо говорите о беспрецедентной антиукраинской кампании, развязанной российскими государственными каналами и о народном восстании против позорного режима Януковича. Мы, как и вы, категорически против лжи в освещении судьбоносных для Украины событий и тем более против российской военной интервенции в Украину. Нас слишком многое связывает, чтобы мы поверили состряпанной пропаганде. Поэтому отвечаем лаконично и недвусмысленно: не сомневайтесь в нас. Мы на стороне правды и мы с вами!» ну тут я даже хз тут бы мнение Донбаса услышать... passing_007 ну тебе в поддержку!
Эмиль Брагинский сценарист его фильмов вот кто гений! а все фильмы "великого режиссера" так горячо нами любимые это спектакли которые шли во многих театрах нашей великой страны! уже лет 5 как! просто нада было снять комедию!и выбрать из многих теотральных трупп,лучших актеров, которые не одну сотню раз играли эти роли
Как много дней, что выброшены зря, Дней, что погибли как-то, между прочим. Их надо вычесть из календаря, И жизнь становится еще короче.
Был занят бестолковой суетой, День проскочил – я не увидел друга И не пожал его руки живой… Что ж! Этот день я должен сбросить с круга. А если я за день не вспомнил мать, Не позвонил хоть раз сестре иль брату, То в оправданье нечего сказать: Тот день пропал! Бесценная растрата!
Я поленился или же устал — Не посмотрел веселого спектакля, Стихов магических не почитал
И в чем-то обделил себя, не так ли? А если я кому-то не помог, Не сочинил ни кадра и ни строчки, То обокрал сегодняшний итог
И сделал жизнь еще на день короче. Сложить – так страшно, сколько промотал На сборищах, где ни тепло, ни жарко… А главных слов любимой не сказал
И не купил цветов или подарка. Как много дней, что выброшены зря, Дней, что погибли как-то, между прочим. Их надо вычесть из календаря И мерить свою жизнь еще короче.
Меж датами рожденья и кончины (а перед ними наши имена) Стоит тире, черта, стоит знак «минус», А в этом знаке жизнь заключена.
В ту черточку вместилось все, что было… А было все! И все сошло, как снег. Исчезло, растворилось и погибло, Чем был похож и не похож на всех.
Погибло все мое! И безвозвратно. Моя любовь, и боль, и маета. Все это не воротится обратно, Лишь будет между датами черта.
Все тороплюсь, спешу, лечу я, Всегда я в беге нахожусь, Нехваткой времени врачуя Во мне таящуюся грусть.
И все ж не вижу в этом смысла — Жить, время вечно теребя. Куда бы я ни торопился, Я убегаю от себя.
Ищу я новые занятья, Гоню карьером свою жизнь, Хочу ее совсем загнать я… Да от себя не убежишь!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]