14:02 Язычество |
Язычество - это посюсторонняя, безразлично все освящающая религия. Разновидность светской религии. Для язычества было характерно отождествление Бога и мира в форме самопоклонения племени, народа и человека. Языческая тотальная дивинизация была разрушена Иисусом Христом. В эпоху Нового времени язычество стало моделью для создания религии самоспасения. три составные части древнего язычества 1. Политическая теология; 2. теология театра; 3. философская теология. По изложению блж. Августина, в языческих обществах «политическая» или «гражданская теология» существовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: «философской» или «физической теологией» и «теологией театра». Святой отец ссылается на книгу Марка Теренция Варрона «Человеческие и божественные древности»: «По словам Варрона, есть три рода теологии, то есть теории, дающей объяснение о богах, из которых один называется мифическим, другой физическим, третий гражданским: что такое эти три рода теологии? Тот род теологии, который у Варрона поставлен первым, по-латыни мы назвали бы сказочным; но будем называть его баснословным, так как мифическим назван он от басен: греческое слово mythos значит басня. Второй пусть называется естественным, согласно обычному словоупотреблению. Третий, наконец, сам Варрон называет по-латыни гражданским. „Мифическим, – говорит затем Варрон, – называется тот род, который преимущественно в употреблении у поэтов; физический – у философов; гражданский – у народов. В том роде, который я назвал первым, многое измышлено противное достоинству и природе бессмертных“» [1]. Варрон придает особое значение гражданской (политической) теологии: «Третий род должны знать и ведать граждане, а особенно жрецы в гражданских обществах. В нем говорится о том, каких богов надлежит почитать публично, какие совершать каждому из них обряды и жертвоприношения… Первая теология приспособлена по преимуществу к театру, вторая – к миру, третья – к обществу гражданскому» [2]. Блж. Августин, в свою очередь, делает упор на критике гражданской теологии как центральной для устройства языческого общества, потому что в ней смыкаются философская и поэтическая теологии: «Желание отделить естественный [род теологии] от гражданского чем иным назвать, как не выражением признания, что и сам гражданский ложен? В самом деле, если он естественен, то что же в нем заслуживает порицания, за что бы исключить его? С другой стороны, если так называемая теология гражданская – теология не естественная, то в чем ее заслуга, за что бы принимать ее? Вот где настоящая причина, почему Варрон писал о человеческих вещах прежде, а о божественных после: она в том, что в вещах божественных он имел дело не с природой, а с установлениями человеческими» [3]. Блж. Августин делает свой вывод относительно политической теологии: «Я показал, полагаю, достаточно ясно, что и гражданская и театральная теология принадлежат одинаково к теологии гражданской. А так как обе они одинаково мерзки, нелепы, непристойны и ложны, – то благочестивым людям не след ожидать вечной жизни ни от той, ни от другой» [4]. идолы Св. Иоанн Златоуст ставит в вину язычникам, что они стали искать бестелесного в телах и неописуемого в образах: «„Осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце“ (Рим. 1:21). Подобно тому, как, если кто-нибудь в безлунную ночь решается идти неизвестною дорогою, или плыть по морю, тот не только не достигает цели, но скоро погибает, так и язычники, решившись идти путем, ведущим к небу, лишили самих себя света, а затем, предавшись, взамен света, тьме умствований, стали искать бестелесного в телах и неописуемого в образах, и таким образом подверглись ужаснейшему крушению. Кроме указанной причины их заблуждения, Павел приводит и другую: „Глаголющеся быти мудры объюродеша“ (Рим. 1:22). Много о себе думая и не пожелавши идти путем, какой предписан им Богом, они погрязли в помыслах неразумия. Затем, указывая и изображая гибель язычников, насколько она была ужасна и лишена всякого оправдания, апостол говорит: „И измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад“ (Рим. 1:23). Первая вина язычников в том, что они не нашли Бога; вторая - в том, что не нашли, имея к тому большие и очевидные основания; третья - в том, что называли себя мудрыми; четвертая - в том, что не только не нашли, но и почитание, принадлежащее Богу, воздали демонам, камням и деревьям» [5]. Жертвоприношение Диане. Вилла Дель-Казале (первая четверть IV века от Р. Х. Порфирий так объясняет, для чего нужны идолы, как они делаются и как они связаны с «богами»: «Так как божество по своей природе — из света, и обитает в области эфирного огня, и невидимо для чувств, поглощенных смертной жизнью, оно сквозь прозрачную материю — хрусталь, мрамор или слоновую кость — приводит людей к мысли о его свете, а через вещественное золото к понятию об огне и о его неоскверненной чистоте, поскольку золото не может быть загрязнено примесями» [6]. «Сквозь прозрачную материю — хрусталь, мрамор или слоновую кость» люди приводятся к мысли о свете «божества»,- то есть Порфирий видит реальную овеществленную связь: через прозрачную материю. Различение в Боге и во всем мире внутреннего и внешнего подводит к языческому обожествлению мира, поскольку скрывает за собой вполне атеистическую мысль о том, что мир единосущен Богу и что сам мир в его тотальности является воплощением Божества. Джордано Бруно в диалоге De la Causa, Principio et Uno утверждает, что «вселенная есть величайшее подобие, величайший образ Первопринципа и единородная природа (l’unigenita natura)» [7]. языческие государства Язычество создало соответствующие государства: «Люди мниморазумные и мудрые (языческие правители и законодатели. - Ред.) позаботились обманывать народ в религии, и тем самым не только чтить демонов, но и подражать им, преисполненным величайшей страстью обманывать. Ибо как демоны могут обладать только теми, кого прельщают обманом, так точно и люди-правители - конечно, не справедливые, а подобные демонам - то, что знали за ложное, выдавали народу от лица религии за истинное, связывая его через это как бы более тесным гражданским союзом, чтобы подобно демонам повелевать покорными. А какой слабый и неученый человек мог устоять против совместнодействовавших лжецов, правителей государства и демонов?» [8]. ре-дивинизация Язычество было окончательно побеждено Христом, и его возрождение в точном смысле невозможно. То, что принимают за возрождение язычества есть ре-дивинизация, вторичное околдовывание мира, из которого Христос изгнал демонов. Язычество в собственном смысле следует отличать как от светской религии Нового времени, так и от более частного случая мнимого возрождения язычества в неоязычестве. источники Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Часть 1-6. Киев, 1905-1910 Иоанн Златоуст св. Беседы на Послание к Римлянам // Творения: В 12-ти т. Т. 9. Кн. 2. СПб.: СПбДА, 1903 Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. под ред. В.К. Никольского и А.В. Киссина. — М.: Педагогика-пресс, 1994. Kahlos, Maijastina. Pompa diaboli. The grey area of urban festivals in the Fourth and Fifth centuries 2005. Angus S. Mystery-Religions. New York: Dover Publications, 2012 Сноски 1. Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Ч. 3. К., 1910. С. 312 2. Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Ч. 3. К., 1910. С. 314 3. Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Ч. 3. К., 1910. С. 314 4. Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Ч. 3. К., 1910. С. 328 5. Иоанн Златоуст св. Беседы на Послание к Римлянам // Творения: В 12-ти т. Т. 9. Кн. 2. СПб.: СПбДА, 1903. С. 512 6. Eusebius. The Preparation for the Gospel. Grand Rapids, Michigan: Baker Book House, 1981. Part 1. P. 107 7. Halmi Nicholas. The genealogy of the romantic symbol. Oxford, New York: Oxford University Press, 2007. P. 120 8. Августин Иппонийский блж. О Граде Божием // Творения. Киев, 1906. Часть 3. С. 229 Два града - научно-исследовательский образовательный портал |
|
Всего комментариев: 10 | |||||||||
| |||||||||
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3946] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4749] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7796] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4913] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [770] | Гипотезы и прогнозы [4325] | Дом,сад,кулинария [53] |
Животные и растения [2634] | Здоровье и красота [5402] | Интересности и юмор [3617] |
История и археология [3535] | Космос, астрономия [1795] | Мир вокруг нас [1789] |
Наука и технологии [1976] | Непознанное [3444] | НЛО,уфология [1734] |
Общество, в мире, новости [7768] | Психология и отношения [34] | Стихия, климат, экология [60] |
Фильмы и видео [90] | Частное мнения [39] | Эзотерика и феномены [1972] |