Среда, 05.02.2020, 21:20
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

15:40
Раскрытие тайного общества Вакханалий (Тит Ливий)
В 186 г. до Рождества Христова римские «кон­су­лы Спу­рий Посту­мий Аль­бин и Квинт Мар­ций Филипп были отвле­че­ны от армии, воен­ных дей­ст­вий и управ­ле­ния про­вин­ци­я­ми необ­хо­ди­мо­стью подав­ле­ния заго­во­ра внут­ри государ­ства. Пре­то­ры рас­пред­е­ли­ли меж­ду собою про­вин­ции... Кон­су­лам же было пору­че­но рас­сле­до­ва­ние тай­но­го заго­во­ра. Нача­лось все с того, что в Этру­рии объ­явил­ся низ­ко­го про­ис­хож­де­ния грек, несве­ду­щий ни в одной из бла­го­род­ных наук, с кото­ры­ми позна­ко­мил нас, для совер­шен­ст­во­ва­ния тела и духа, про­све­щен­ней­ший из наро­дов. Это был жрец и про­ри­ца­тель, не из тех, кто во все­услы­ша­ние про­по­ве­ду­ет свою веру, и наби­рая себе плат­ных уче­ни­ков, пят­на­ет люд­ские умы заблуж­де­ни­я­ми, но руко­во­ди­тель тай­ных ноч­ных обрядов. Спер­ва в эти таин­ства были посвя­ще­ны лишь немно­гие, но затем, наряду с муж­чи­на­ми, к ним были допу­ще­ны жен­щи­ны, а чтобы при­влечь еще боль­ше желаю­щих, обряды ста­ли сопро­вож­дать хмель­ны­ми засто­лья­ми. После того, как вино подо­гре­ло стра­сти, а ноч­ное сме­ше­ние жен­щин с муж­чи­на­ми и под­рост­ков со взрос­лы­ми окон­ча­тель­но пода­ви­ло чув­ст­во стыд­ли­во­сти, стал наби­рать силу все­воз­мож­ный раз­врат, ибо каж­дый имел под рукой воз­мож­ность удо­вле­тво­рить тот порок, к кото­ро­му боль­ше все­го скло­нял­ся. Но дело не огра­ни­чи­лось рас­тле­ни­ем жен­щин и бла­го­род­ных юно­шей: из этой куз­ни­цы поро­ка ста­ли рас­про­стра­нять­ся лже­свиде­тель­ства, под­дел­ка печа­тей и заве­ща­ний, кле­вет­ни­че­ские доно­сы, оттуда же — отрав­ле­ния и убий­ства внут­ри семьи, не остав­ляв­шие под­час даже остан­ков для погре­бе­ния. Мно­го тво­ри­лось под­ло­гов, но еще боль­ше наси­лий, при­чем послед­ние дол­го уда­ва­лось скры­вать, так как кри­ки наси­лу­е­мых и уби­ва­е­мых, звав­ших на помощь, заглу­ша­лись воп­ля­ми и завы­ва­ни­я­ми, гро­хотом бара­ба­нов и зво­ном литавр.

Из Этру­рии это тле­твор­ное зло, слов­но зараз­ная болезнь, про­со­чи­лось и в Рим. Пона­ча­лу, огром­ность сто­ли­цы, давав­шая про­стор и без­на­ка­зан­ность тако­го рода про­дел­кам, помо­га­ла скры­вать их, но слух о про­ис­хо­дя­щем все же дошел до кон­су­ла Посту­мия вот при каких обсто­я­тель­ствах. Пуб­лий Эбу­тий, чей отец слу­жил в кон­ни­це, оси­ро­тел в ран­нем дет­ст­ве, а после смер­ти опе­ку­нов рос и вос­пи­ты­вал­ся под при­смот­ром сво­ей мате­ри Дуро­нии и отчи­ма Тита Сем­про­ния Рути­ла. Мать была цели­ком пред­а­на ново­му мужу, а отчим, поль­зу­ясь поло­же­ни­ем опе­ку­на, так бес­со­вест­но обкра­ды­вал маль­чи­ка, что потом бы не смог отчи­тать­ся, и пото­му искал спо­со­ба погу­бить пасын­ка или пре­вра­тить его в заби­тое, покор­ное суще­ст­во, сред­ст­во к чему нашел в Вак­ха­на­ли­ях. И вот, мать заяви­ла маль­чи­ку, что дала во вре­мя его болез­ни обет, как толь­ко он выздо­ро­ве­ет, посвя­тить его в Вак­хо­вы таин­ства, и теперь, когда боги вня­ли ее моль­бе, она жела­ет обет свой испол­нить. Для это­го он дол­жен в тече­ние деся­ти дней блю­сти цело­муд­рие, а на деся­тый день, когда он поужи­на­ет и чисто вымо­ет­ся, она его отведет в свя­ти­ли­ще.
Там же жила извест­ная всей окру­ге кур­ти­зан­ка, воль­ноот­пу­щен­ни­ца по име­ни Гис­па­ла Феце­ния. Бла­го­род­ст­во ее души не соот­вет­ст­во­ва­ло реме­с­лу, к кото­ро­му ее при­учи­ли еще малень­кой девоч­кой, но и полу­чив сво­бо­ду, она про­дол­жа­ла зара­ба­ты­вать тем же. Близ­кая сосед­ка Эбу­тия, она всту­пи­ла с ним в связь, не вредив­шую, впро­чем, его доб­ро­му име­ни и иму­ще­ст­ву, так как она полю­би­ла его сама, пер­вая с ним иска­ла зна­ком­ства, а посколь­ку род­ные его были ску­пы, охот­но ему помо­га­ла день­га­ми. При­вя­зан­ность ее к юно­ше была столь вели­ка, что после смер­ти сво­е­го патро­на, когда над ней уже не было ничьей опе­ки, она сама у три­бу­нов и пре­то­ра попро­си­ла опе­ку­на и соста­ви­ла заве­ща­ние, назна­чив Эбу­тия сво­им един­ст­вен­ным наслед­ни­ком.
При таких дока­за­тель­ствах люб­ви с ее сто­ро­ны у них не было друг от дру­га сек­ре­тов, и вот одна­жды юно­ша в шут­ли­вом тоне велит сво­ей подру­ге не удив­лять­ся, если несколь­ко ночей он будет спать без нее: чтобы испол­нить обет, дан­ный за его выздо­ров­ле­ние, он хочет при­об­щить­ся к таин­ствам Вак­ха. Услы­хав об этом, Гис­па­ла при­шла в вол­не­ние и вскри­ча­ла: «Да сохра­нят нас от это­го боги! Луч­ше обо­им нам уме­реть, чем тебе это сде­лать». И она ста­ла при­зы­вать про­кля­тия на голо­ву тех, кто вну­шил ему это наме­ре­ние. Изум­лен­ный таки­ми реча­ми и такой горяч­но­стью, юно­ша велит ей не бро­сать­ся про­кля­ти­я­ми: ведь это при­ка­за­ние дала ему, с согла­сия отчи­ма, мать. На это она ска­за­ла: «Зна­чит, твой отчим (пото­му что, навер­ное, неспра­вед­ли­во винить твою мать) спе­шит погу­бить твою честь, доб­рое имя, надеж­ды на буду­щее и самую жизнь». Удив­лен­ный еще боль­ше, юно­ша тре­бу­ет объ­яс­нить, нако­нец, в чем дело. Тогда, закли­ная богов и богинь про­стить ей, что побуж­да­е­мая любо­вью, она раз­гла­ша­ет то, о чем подо­ба­ет мол­чать, Гис­па­ла рас­ска­за­ла, что, еще в быт­ность свою слу­жан­кой, она, сопро­вож­дая свою гос­по­жу, быва­ла в этом свя­ти­ли­ще, но, полу­чив сво­бо­ду, боль­ше не при­бли­жа­лась к нему. Она зна­ет, что это — куз­ни­ца всех поро­ков и пре­ступ­ле­ний, и ни для кого не сек­рет, что два послед­них года туда при­ни­ма­ют нович­ков не стар­ше два­дца­ти лет. Как толь­ко нович­ка туда вво­дят, его, слов­но жерт­вен­ное живот­ное, переда­ют в руки жре­цам, а те ведут его в некое поме­ще­ние, огла­ша­е­мое завы­ва­ни­я­ми и пени­ем, зво­ном литавр и гро­хотом бара­ба­нов, так чтобы ни еди­ный крик наси­лу­е­мо­го не выры­вал­ся нару­жу. Она про­сит и умо­ля­ет его хоро­шень­ко поду­мать, преж­де чем ввя­зы­вать­ся туда, где ему при­дет­ся пре­тер­пе­вать, а затем и совер­шать все­воз­мож­ные виды наси­лий. И она отпу­сти­ла юно­шу не рань­ше, чем он дал ей сло­во воздер­жать­ся от этих обрядов.
Когда он при­шел домой и мать ста­ла ему объ­яс­нять, как он дол­жен гото­вить­ся к посвя­ще­нию сего­дня, и как — в последу­ю­щие дни, он объ­явил, что ниче­го это­го делать не будет и что он вооб­ще разду­мал при­ни­мать посвя­ще­ние. При раз­го­во­ре при­сут­ст­во­вал отчим. Мать тут же заво­пи­ла, что маль­чиш­ка, види­те ли, не может потер­петь, чтобы не спать со сво­ей Гис­па­лой каких-нибудь десять ночей, что эта змея так опо­и­ла его при­во­рот­ны­ми зелья­ми, что он уже ни мать, ни отчи­ма, ни богов ни во что не ста­вит. С кри­ка­ми и бра­нью мать и отчим выгна­ли Эбу­тия с четырь­мя его слу­га­ми из дому. Юно­ша нашел при­бе­жи­ще у сво­ей тет­ки Эбу­тии и рас­ска­зал, за что мать его выгна­ла из дому, а на дру­гой день, по ее сове­ту, он отпра­вил­ся к кон­су­лу Посту­мию и с гла­зу на глаз все ему рас­ска­зал. Кон­сул его отпу­стил, при­ка­зав сно­ва явить­ся через три дня, а сам рас­спро­сил Суль­пи­цию, свою почтен­ную тещу, зна­ет ли она пожи­лую Эбу­тию с Авен­ти­на. Когда та отве­ти­ла, что зна­ет ее как чест­ную жен­щи­ну стро­гих пра­вил, он ска­зал, что дол­жен обсудить с ней важ­ное дело, и велел Суль­пи­ции ее при­гла­сить. Полу­чив при­гла­ше­ние, Эбу­тия при­хо­дит к Суль­пи­ции, а кон­сул чуть поз­же, вой­дя как бы невзна­чай, заво­дит раз­го­вор об Эбу­тии, ее пле­мян­ни­ке. Та горь­ко запла­ка­ла, сетуя на судь­бу юно­ши, кото­рый, будучи ограб­лен теми, от кого мень­ше все­го мож­но было это­го ждать, нахо­дит­ся теперь у нее в доме, после того, как мать его выгна­ла за то, что доб­ро­по­рядоч­ный юно­ша (да про­стят ее боги) отка­зал­ся быть посвя­щен­ным в гряз­ные, каки­ми их счи­та­ют, мисте­рии.
Сочтя, что зна­ет теперь доста­точ­но об Эбу­тии, и что свиде­тель­ст­во это заслу­жи­ва­ет дове­рия, кон­сул, отпу­стив Эбу­тию, про­сит свою тещу послать за сосед­кой Эбу­тии по Авен­ти­ну, воль­ноот­пу­щен­ни­цей Гис­па­лой, кото­рую там все хоро­шо зна­ют: ее он тоже хочет кое о чем рас­спро­сить. Когда посыль­ный явил­ся к Гис­па­ле, та силь­но встре­во­жи­лась, что ее при­гла­ша­ют, неиз­вест­но зачем, к столь знат­ной и столь ува­жа­е­мой жен­щине, а когда, при­дя к ней, в при­хо­жей увиде­ла лик­то­ров, кон­суль­скую сви­ту и само­го кон­су­ла, то от стра­ха едва не лиши­лась чувств. Когда ее отве­ли во внут­рен­ние покои, кон­сул, в при­сут­ст­вии тещи, заявил, что если она гото­ва чест­но отве­тить на ряд вопро­сов, то может ниче­го не боять­ся, (пору­кой тому сло­во столь почтен­ной гос­по­жи, как Суль­пи­ция, и его соб­ст­вен­ное), но она долж­на ему рас­ска­зать обо всем, что обыч­но тво­рит­ся в роще Сти­му­лы37 при ноч­ных Вак­ха­на­ли­ях. Вопрос при­вел Гис­па­лу в такой ужас, и ее нача­ла бить такая нерв­ная дрожь, что она дол­го не мог­ла выго­во­рить ни сло­ва. Нако­нец, собрав­шись с сила­ми, она ска­за­ла, что будучи совсем моло­дой дев­чон­кой, вме­сте со сво­ей гос­по­жой при­ня­ла посвя­ще­ние в таин­ства, но с тех пор, как ее отпу­сти­ли на волю, вот уже несколь­ко лет, она ниче­го не зна­ет о том, что там про­ис­хо­дит. Кон­сул похва­лил уже то, что она не отри­ца­ет факт сво­е­го посвя­ще­ния в таин­ства: но пусть так же чест­но рас­ска­жет и осталь­ное. Гис­па­ла воз­ра­зи­ла, что боль­ше ниче­го не зна­ет, на что кон­сул пред­о­сте­рег ее, что в слу­чае раз­об­ла­че­ния она не может рас­счи­ты­вать на про­ще­ние или даже награ­ду, какую полу­чи­ла бы при доб­ро­воль­ном при­зна­нии, пото­му что ему уже все извест­но со слов чело­ве­ка, узнав­ше­го обо всем от нее.
Пола­гая, и вполне спра­вед­ли­во, что ее тай­ну выдал Эбу­тий, Гис­па­ла бро­си­лась Суль­пи­ции в ноги, умо­ляя не при­ни­мать слиш­ком все­рьез, а уж тем более как ули­ку в серьез­ней­шем пре­ступ­ле­нии, раз­го­вор воль­ноот­пу­щен­ни­цы со сво­им любов­ни­ком: она ему рас­ска­за­ла все это про­сто, чтобы его попугать, а не пото­му, что дей­ст­ви­тель­но что-то зна­ет. Тут Посту­мий раз­гне­вал­ся не на шут­ку, ска­зав, что она, вид­но, вооб­ра­жа­ет, буд­то забав­ля­ет­ся со сво­им любов­ни­ком, а не раз­го­ва­ри­ва­ет в доме весь­ма знат­ной жен­щи­ны с самим кон­су­лом. Суль­пи­ция ста­ла успо­ка­и­вать дро­жа­щую Гис­па­лу и упра­ши­вать зятя смяг­чить­ся. При­дя нако­нец в себя, и кля­ня веро­лом­ст­во Эбу­тия, кото­рый так отпла­тил ей за все, что она для него сде­ла­ла, та объ­яс­ни­ла, что очень боит­ся гне­ва богов, чьи таин­ства раз­гла­ша­ет непо­свя­щен­ным, но куда боль­ше стра­шит­ся гне­ва людей, кото­рые ее, как донос­чи­цу, рас­тер­за­ют соб­ст­вен­ны­ми рука­ми. Поэто­му она про­сит Суль­пи­цию и молит кон­су­ла ото­слать ее куда-нибудь за пред­е­лы Ита­лии, где оста­ток жиз­ни она смог­ла бы про­ве­сти в без­опас­но­сти. Кон­сул велел ей успо­ко­ить­ся, ска­зав, что он лич­но при­мет меры к тому, чтобы она мог­ла без­опас­но жить в Риме. Тогда Гис­па­ла рас­ска­за­ла о про­ис­хож­де­нии этих таинств.

Сна­ча­ла это было чисто жен­ское таин­ст­во, куда ни один муж­чи­на не допус­кал­ся. В году было три уста­нов­лен­ных дня, когда, еще засвет­ло, совер­ша­лось посвя­ще­ние в Вак­хо­вы таин­ства, при­чем жри­ца­ми выби­ра­ли почтен­ных замуж­них жен­щин. Но когда жри­цей ста­ла Пакул­ла Анния, уро­жен­ка Кам­па­нии, то она, яко­бы по вну­ше­нию свы­ше, изме­ни­ла заведен­ный порядок, впер­вые допу­стив к обрядам муж­чин и посвя­тив в таин­ства сво­их сыно­вей Миния и Герен­ния Цер­ри­ни­ев, сами обряды пере­не­ся на ноч­ное вре­мя, и вме­сто трех дней в году справ­ляя их пять раз в тече­ние меся­ца. С тех пор, как состав вак­хан­тов стал сме­шан­ным, а к сме­ше­нию полов при­ба­ви­лась и раз­нуздан­ность ноч­ных оргий, там уже нет недо­стат­ка ни в каких поро­ках и гнус­но­стях. Боль­ше мер­зо­стей муж­чи­ны тво­рят с муж­чи­на­ми, неже­ли с жен­щи­на­ми. Тех, кто про­ти­вит­ся наси­лию или укло­ня­ет­ся от наси­лия над дру­ги­ми, зака­ла­ют как жерт­вен­ных живот­ных. Вер­хом бла­го­че­стия у них счи­та­ет­ся готов­ность к любо­му кощун­ст­ву. Муж­чи­ны, слов­но безум­ные, во вре­мя обряда рас­ка­чи­ва­ют­ся всем телом и выкри­ки­ва­ют про­ро­че­ства, а замуж­ние жен­щи­ны, оде­тые слов­но вак­хан­ки, с рас­пу­щен­ны­ми воло­са­ми, с пылаю­щи­ми факе­ла­ми устрем­ля­ют­ся к Тиб­ру, оку­на­ют факе­лы в воду, и так как те начи­не­ны горю­чей серой с изве­стью, выни­ма­ют столь же ярко горя­щи­ми. Про тех, кого, при­вя­зав к теат­раль­ной машине, сбро­си­ли в под­зем­ные без­дны, они гово­рят, что те взя­ты бога­ми. Эти­ми жерт­ва­ми ста­но­вят­ся те, кто отка­зал­ся или всту­пить в их сооб­ще­ст­во, или участ­во­вать в пре­ступ­ле­ни­ях, или под­вер­гать­ся наси­лию. Они состав­ля­ют огром­ное мно­же­ст­во, почти рав­ное насе­ле­нию Рима, и среди них есть даже чле­ны знат­ных фами­лий, и муж­чи­ны и жен­щи­ны. Послед­ние два года ста­ло пра­ви­лом, чтобы в таин­ства посвя­ща­ли лиц моло­же два­дца­ти лет, ибо таких лег­че увлечь на путь раз­вра­та и пре­ступ­ле­ний.

Кон­чив давать пока­за­ния, Гис­па­ла сно­ва бро­си­лась в ноги кон­су­лу, умо­ляя ото­слать ее куда-нибудь из сто­ли­цы. Кон­сул обра­ща­ет­ся к сво­ей теще с прось­бой осво­бо­дить в доме поме­ще­ние, куда Гис­па­ла мог­ла бы пере­се­лить­ся. Ей отве­ли ком­нат­ку на вто­ром эта­же, при­чем лест­ни­цу веду­щую на ули­цу пере­го­ро­ди­ли, так что попасть туда теперь мож­но было толь­ко изнут­ри дома. Все пожит­ки Феце­нии немед­ля пере­нес­ли туда, и туда же было веле­но пере­брать­ся ее при­слу­ге, а Эбу­тию было при­ка­за­но посе­лить­ся в доме одно­го из кли­ен­тов кон­су­ла.
Теперь, когда оба свиде­те­ля ока­за­лись у него в руках, Посту­мий обо всем по поряд­ку докла­ды­ва­ет сена­ту, рас­ска­зав сна­ча­ла о посту­пив­шем к нему доно­се, а затем об ито­гах про­веден­но­го им дозна­ния. Сена­то­ры силь­но встре­во­жи­лись, опа­са­ясь как за судь­бу государ­ства, кото­рое мог­ло постра­дать от заго­во­ра и ноч­ных сбо­рищ, так и за судь­бу сво­их близ­ких и род­ст­вен­ни­ков, кото­рые мог­ли быть в заго­вор вовле­че­ны. Сенат вынес кон­су­лу бла­го­дар­ность за то, что он тща­тель­но и без лиш­ней оглас­ки про­вел пред­ва­ри­тель­ное дозна­ние. Затем, наде­лив кон­су­лов чрез­вы­чай­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, сенат пору­чил им рас­сле­до­вать дело о Вак­ха­на­ли­ях и ноч­ных таин­ствах. Им было пору­че­но поза­бо­тить­ся о без­опас­но­сти Эбу­тия и Феце­нии, а так­же награ­да­ми при­влечь новых донос­чи­ков. Жре­цов этих таинств, будь то жен­щи­ны или муж­чи­ны, было веле­но разыс­ки­вать не толь­ко в Риме, но по всем город­кам и местам сель­ских ярма­рок, и пред­а­вать в руки кон­су­лам. В сто­ли­це был огла­шен и по Ита­лии разо­слан эдикт, запре­щаю­щий участ­ни­кам Вак­ха­на­лий устра­и­вать сход­ки и собра­ния для отправ­ле­ния этих таинств, а глав­ное, при­влечь к ответ­ст­вен­но­сти тех, кто исполь­зо­вал эти собра­ния и обряды в без­нрав­ст­вен­ных и раз­врат­ных целях. Тако­вы были меры, пред­при­ня­тые сена­том. Кон­су­лы пору­чи­ли куруль­ным эди­лам разыс­кать всех жре­цов это­го куль­та, и аре­сто­вав, дер­жать под стра­жей для последу­ю­ще­го допро­са. Пле­бей­ским эди­лам было пору­че­но следить за тем, чтобы эти обряды нигде не совер­ша­лись при све­те дня. Уго­лов­ным три­ум­ви­рам было при­ка­за­но рас­ста­вить по горо­ду кара­у­лы и не допус­кать в ноч­ное вре­мя недоз­во­лен­ных сбо­рищ, а для пред­от­вра­ще­ния под­жо­гов в помощь им были при­да­ны квин­кве­ви­ры, ответ­ст­вен­ные за без­опас­ность постро­ек каж­дый в сво­ем квар­та­ле по эту сто­ро­ну Тиб­ра.
Разо­слав маги­стра­тов с эти­ми пору­че­ни­я­ми, оба кон­су­ла созва­ли народ и под­ня­лись на Рост­ры. После офи­ци­аль­ной молит­вы, какую маги­страт про­из­но­сит, преж­де чем обра­тить­ся с речью к наро­ду, сло­во взял кон­сул Посту­мий, ска­зав­ший: «Кви­ри­ты, еще ни в одном народ­ном собра­нии эта офи­ци­аль­ная молит­ва богам не была настоль­ко умест­ной и даже необ­хо­ди­мой. Она долж­на вам напом­нить, что имен­но этих богов ваши пред­ки заве­ща­ли чтить обряда­ми, жерт­ва­ми и молит­ва­ми, а не тех, кото­рые, слов­но фурии сво­и­ми бича­ми, тол­ка­ют на пре­ступ­ле­ния и раз­врат умы, ослеп­лен­ные пороч­ны­ми, чуже­зем­ны­ми суе­ве­ри­я­ми. Я, пра­во, колеб­люсь, о чем умол­чать в сво­ей речи, а что изло­жить обсто­я­тель­но и подроб­но: если от вас ута­ить часть прав­ды, то боюсь, вы отне­се­тесь к ней пре­не­бре­жи­тель­но; а если всю прав­ду открыть до кон­ца, то боюсь, что ум ваш пому­тит­ся от стра­ха. Сколь­ко бы ни ска­зал я, это­го вам пока­жет­ся мало в срав­не­нии с опас­но­стью, нам гро­зя­щей, но я поста­ра­юсь ска­зать доста­точ­но, чтобы побудить вас к само­за­щи­те. Что повсюду в Ита­лии, а теперь уже и во мно­гих местах нашей сто­ли­цы справ­ля­ют­ся таин­ства Вак­ха, не сомне­ва­юсь, вы зна­е­те не толь­ко из слу­хов, но по шуму и завы­ва­ни­ям, ночью огла­шаю­щим город, но я так­же уве­рен, что никто из вас не зна­ет, в чем заклю­ча­ют­ся Вак­ха­на­лии. Одни пола­га­ют, что это — некая фор­ма куль­та, дру­гие в них видят доз­во­лен­ные игры и уве­се­ле­ния, но все уве­ре­ны, что участ­ву­ют в них немно­гие. Что до чис­ла их участ­ни­ков, то вы сра­зу при­де­те в ужас, если я ска­жу, что оно состав­ля­ет уже мно­гие тыся­чи, если я не добав­лю при этом, что эти люди пред­став­ля­ют собой. Так вот, их боль­шую часть состав­ля­ют жен­щи­ны, кото­рые и поло­жи­ли нача­ло это­му злу. Затем, это — напо­ми­наю­щие жен­щин муж­чи­ны, совра­ща­е­мые и совра­ти­те­ли, исступ­лен­ные и неисто­вые, обе­зу­мев­шие от ноч­ных оргий и попо­ек, шума и кри­ков. Сей­час пре­ступ­ное сооб­ще­ст­во бес­силь­но, но оно наби­ра­ет силу с устра­шаю­щей быст­ро­той, и чис­лен­ность его рас­тет со дня на день. Ваши пред­ки не раз­ре­ша­ли даже бла­го­на­ме­рен­ным граж­да­нам само­воль­ных, неор­га­ни­зо­ван­ных схо­док, кро­ме трех слу­ча­ев: когда зна­мя, водру­жен­ное на город­ской цита­де­ли, созы­ва­ло граж­дан с ору­жи­ем в руках для про­веде­ния за горо­дом цен­ту­ри­ат­ных коми­ций; когда три­бу­ны назна­ча­ли сход­ку пле­бе­ев; и когда кто-то из маги­стра­тов в закон­ном поряд­ке созы­вал народ­ную сход­ку. И всюду, где соби­ра­лась тол­па, счи­та­лось необ­хо­ди­мым при­сут­ст­вие закон­но­го ее пред­седа­те­ля. Как после это­го вы долж­ны отно­сить­ся к сбо­ри­щам, кото­рые про­во­дят­ся по ночам и в кото­рых жен­щи­ны участ­ву­ют вме­сте с муж­чи­на­ми? Если бы вы зна­ли, в каком воз­расте муж­чин посвя­ща­ют в эти мисте­рии, то вы бы не толь­ко жале­ли их, но и сты­ди­лись за них. Неуже­ли, кви­ри­ты, вы пола­га­е­те, что, дав такую клят­ву, юно­ши могут слу­жить в вашем вой­ске? Им ли, про­шед­шим шко­лу раз­вра­та, вы захо­ти­те дове­рить ору­жие? Неуже­ли, покры­тые сво­им и чужим позо­ром, на поле бра­ни они будут отста­и­вать честь ваших жен и детей?
Было не так страш­но, если бы они запят­на­ли себя толь­ко раз­вра­том (это был бы толь­ко их лич­ный позор), но свой разум и руки удер­жи­ва­ли бы от обма­на и пре­ступ­ле­ний. Одна­ко нико­гда еще в нашем оте­че­ст­ве не воз­рас­та­ла столь опас­ная язва, затра­ги­ваю­щая столь мно­гих людей и поро­див­шая столь мно­гие зло­де­я­ния. Знай­те, что за послед­ние несколь­ко лет не было пре­ступ­ле­ния или обма­на, источ­ни­ком кото­ро­му не слу­жи­ли бы Вак­ха­на­лии. Но еще не все пре­ступ­ные цели заго­во­ра рас­кры­ты. Пока недо­ста­точ­но силь­ное для борь­бы с государ­ст­вом, пре­ступ­ное сооб­ще­ст­во до сих пор поку­ша­лось лишь на отдель­ных лиц. Но зло полз­ком под­кра­ды­ва­ет­ся и рас­тет с каж­дым днем. Сей­час оно уже слиш­ком вели­ко, чтобы напа­дать на отдель­ных граж­дан, и гро­зит уже государ­ст­ву в целом. И если вы не при­ме­те мер, кви­ри­ты, то это­му собра­нию, закон­но созван­но­му кон­су­лом при све­те дня, будет про­ти­во­по­став­ле­но дру­гое, ноч­ное. Сей­час заго­вор­щи­ки, будучи раз­об­щен­ны­ми, боят­ся вас, объ­еди­нен­ных собра­ни­ем. Но как толь­ко вы разой­де­тесь по сво­им домам и по селам, они собе­рут­ся на свое заседа­ние, и сде­ла­ют все для вашей гибе­ли и сво­е­го спа­се­ния. Тогда для вас, раз­об­щен­ных, они, будучи спло­че­ны, ста­нут опас­ны. Поэто­му каж­дый из вас пусть поже­ла­ет, чтобы все его близ­кие ока­за­лись чест­ны­ми граж­да­на­ми. А если кто-то из них безу­ми­ем или похо­тью ока­зал­ся втя­нут в эту тря­си­ну, то вы долж­ны от него отречь­ся, как от опас­но­го пре­ступ­ни­ка из чис­ла самых отъ­яв­лен­ных него­дя­ев. Я не уве­рен, кви­ри­ты, что среди вас самих нет осту­пив­ших­ся. Ведь ничто внешне так не обман­чи­во, как лож­ное суе­ве­рие. Когда пре­ступ­ле­ния оправ­ды­ва­ют рели­ги­ей, закра­ды­ва­ет­ся опа­се­ние, что, карая люд­ские заблуж­де­ния, мы можем нару­шить свя­зан­ные с ними пра­ва богов. Но от сомне­ний тако­го рода вас избав­ля­ют бес­чис­лен­ные декре­ты пон­ти­фи­ков, поста­нов­ле­ния сена­та, отве­ты гаруспи­ков. Сколь­ко уже раз во вре­ме­на ваших отцов и дедов маги­стра­там пору­ча­лось запре­тить ино­зем­ные риту­а­лы, изгнать с Фору­ма, Цир­ка и вооб­ще из сто­ли­цы бро­дя­чих жре­цов и гада­те­лей, разыс­кать и сжечь кни­ги мни­мых про­ро­честв, отме­нить все жерт­во­при­но­ше­ния, не соот­вет­ст­ву­ю­щие рим­ским обы­ча­ям. Ведь они, хоро­шо раз­би­ра­ясь в пра­ве боже­ст­вен­ном и люд­ском, пола­га­ли, что нет ниче­го пагуб­нее для бла­го­че­стия, чем совер­шать обряды не по обы­чаю пред­ков, а на манер ино­зем­цев. Я счел нуж­ным пред­у­пред­ить вас об этом, чтобы суе­ве­рие не тре­во­жи­ло вас, когда вы увиди­те, как мы раз­ру­ша­ем места про­веде­ния Вак­ха­на­лий и раз­го­ня­ем эти нече­сти­вые сбо­ри­ща. Все, что мы сде­ла­ем, будет совер­ше­но с изво­ле­ния и с помо­щью бес­смерт­ных богов, кото­рые, него­дуя на то, что их име­нем при­кры­ва­лись зло­де­я­ния и раз­врат, теперь эту гнус­ность раз­об­ла­чи­ли, не для того, чтобы оста­вить ее без­на­ка­зан­ной, но чтобы со всею стро­го­стью пока­рать. Сенат наде­лил меня и мое­го кол­ле­гу чрез­вы­чай­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми для рас­сле­до­ва­ния это­го дела. Мы энер­гич­но выпол­ним то, что пред­пи­са­но нам, и млад­шим маги­стра­там мы уже пору­чи­ли орга­ни­зо­вать ноч­ное пат­ру­ли­ро­ва­ние сто­ли­цы. Но было бы пра­виль­но, чтобы и вы, как того тре­бу­ет долг, рев­ност­но выпол­ня­ли, каж­дый на сво­ем месте, при­ка­зы, кото­рые вам будут даны, и пре­се­ка­ли тай­ные пла­ны мятеж­ни­ков устро­ить вол­не­ния и бес­по­ряд­ки
».
Затем кон­су­лы при­ка­за­ли огла­сить тек­сты сенат­ских поста­нов­ле­ний и пообе­ща­ли награ­ду каж­до­му, кто суме­ет схва­тить и при­ве­сти к ним хотя бы одно­го заго­вор­щи­ка, или, по край­ней мере, сооб­щит его имя. Если поиме­но­ван­ный попы­та­ет­ся бежать, то ему будет назна­чен день для судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства, и если на вызов гла­ша­тая в тот день он не отзо­вет­ся, то будет осуж­ден и при­го­во­рен заоч­но. Тем заго­вор­щи­кам, кто нахо­дит­ся вне Ита­лии, срок будет про­длен, чтобы они мог­ли лич­но явить­ся в суд и защи­щать­ся от обви­не­ний. Далее кон­су­лы изда­ли указ, запре­щаю­щий что-либо про­да­вать и поку­пать с целью бег­ства, а так­же запре­щаю­щий пред­о­став­лять бег­ле­цам убе­жи­ще, укры­вать их и ока­зы­вать им какую-либо под­держ­ку.

После того как собра­ние было рас­пу­ще­но, весь Рим охва­ти­ла насто­я­щая пани­ка. Тре­во­га не огра­ни­чи­лась сте­на­ми сто­ли­цы и бли­жай­ши­ми к Риму окрест­но­стя­ми, но по всей Ита­лии рас­про­стра­ни­лись испуг и оце­пе­не­ние из-за писем, кото­ры­ми жите­ли Рима изве­ща­ли сво­их дру­зей о сенат­ском реше­нии, народ­ном собра­нии и поста­нов­ле­нии кон­су­лов. В первую же ночь после народ­но­го собра­ния, в кото­ром был раз­об­ла­чен заго­вор, мно­гие пре­ступ­ни­ки пыта­лись бежать, но бла­го­да­ря постам, раз­ме­щен­ным у всех ворот три­ум­ви­рами, были задер­жа­ны и достав­ле­ны под кон­во­ем. На мно­гих посту­пи­ли доно­сы, при­чем некото­рые из них, и жен­щи­ны и муж­чи­ны, совер­ши­ли само­убий­ст­во. Утвер­жда­ли, что свы­ше семи тысяч лиц обо­е­го пола было вовле­че­но в заго­вор. Воз­глав­ля­ли тай­ное обще­ст­во, как ста­ло извест­но, двое Ати­ни­ев, Марк и Гай, оба из чис­ла рим­ских пле­бе­ев, а так­же Луций Опи­тер­ний, уро­же­нец Фале­рий, и кам­па­нец Миний Цер­ри­ний. Они-то и были зачин­щи­ка­ми всех пре­ступ­ле­ний и гнус­но­стей, вер­хов­ны­ми жре­ца­ми и осно­ва­те­ля­ми мисте­рий. Их поста­ра­лись аре­сто­вать в первую оче­редь, и когда их доста­ви­ли к кон­су­лам, они сра­зу созна­лись и дали пол­ные пока­за­ния.
Тем не менее, чис­ло сбе­жав­ших из сто­ли­цы было так вели­ко, что мно­гие поте­ря­ли пра­во на иск и лиши­лись пра­ва на соб­ст­вен­ность, а пото­му сенат пред­ло­жил пре­то­рам Титу Мению и Мар­ку Лици­нию на месяц отло­жить рас­смот­ре­ние дел, покуда кон­су­лы не закон­чат рас­сле­до­ва­ние. Это же отсут­ст­вие обви­ня­е­мых, посколь­ку те, на кого посту­пи­ли доно­сы, не отве­ча­ли на вызов гла­ша­тая в Риме, и их невоз­мож­но было там разыс­кать, заста­ви­ло кон­су­лов разъ­ез­жать по местам сель­ских ярма­рок, чтобы разыс­ки­вать и судить их на месте. Участ­ни­ков Вак­ха­на­лий, кото­рые лишь при­ня­ли посвя­ще­ние в таин­ства и повто­ри­ли вслед за жре­цом клят­ву готов­но­сти к зло­де­я­ни­ям и раз­вра­ту, но не успе­ли совер­шить ни над собой, ни над дру­ги­ми ни одно­го из про­ступ­ков, к кото­ро­му их эта клят­ва обя­зы­ва­ла, — таких кон­су­лы остав­ля­ли под стра­жей. Тех же, кто обес­че­стил себя раз­вра­том и убий­ства­ми, запят­нал лже­свиде­тель­ст­вом, под­дел­кой печа­тей, под­ло­гом заве­ща­ний и дру­го­го рода мошен­ни­че­ст­вом, кон­су­лы пред­а­ва­ли смер­ти. Каз­не­но было боль­ше, чем при­го­во­ре­но к заклю­че­нию, при­чем и тех и дру­гих ока­за­лось вели­кое мно­же­ст­во. Жен­щин, осуж­ден­ных на смерть, переда­ва­ли их род­ст­вен­ни­кам или опе­ку­нам, чтобы те каз­ни­ли их при­ват­но; если же не нахо­ди­лось под­хо­дя­ще­го испол­ни­те­ля каз­ни, то их каз­ни­ли пуб­лич­но. Затем кон­су­лам было пору­че­но уни­что­жить капи­ща Вак­ха сна­ча­ла в Риме, а потом и всюду в Ита­лии, за исклю­че­ни­ем тех, где имел­ся ста­рин­ный алтарь или куль­то­вая ста­туя это­го боже­ства. Нако­нец, был при­нят сенат­ский указ, запре­щаю­щий впредь отправ­лять таин­ства Вак­ха где-либо в Риме или в Ита­лии. Кто счи­та­ет для себя этот культ обя­за­тель­ным и не может от него отречь­ся, не совер­шив свя­тотат­ст­вен­но­го гре­ха, тот дол­жен заявить об этом город­ско­му пре­то­ру, кото­рый, в свою оче­редь, обя­зан поста­вить в извест­ность сенат. Если сенат, в при­сут­ст­вии не менее сот­ни сена­то­ров, раз­ре­шит тако­вой обряд, то пусть отправ­ля­ет его при усло­вии, что участ­во­вать в свя­щен­но­дей­ст­ви­ях будет не более пяти чело­век, что они не будут иметь общей кас­сы, руко­во­ди­те­лей свя­щен­но­дей­ст­вий или жре­ца».

Тит Ливий - (59 год до н. э. — 17 год н. э.) — древнеримский историк

ИСТОРИЯ РИМА ОТ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА


Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История и археология | Просмотров: 766 | Добавил: mogilevec| | Теги: религия, история, вакханалии, тайное общество, мистика, Мистерии, Язычество, обряды, Римская империя | Рейтинг: 5.0/13

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3946]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4912]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [778]Гипотезы и прогнозы [4342]Дом,сад,кулинария [78]
Животные и растения [2641]Здоровье и красота [5421]Интересности и юмор [3629]
История и археология [3581]Космос, астрономия [1816]Мир вокруг нас [1806]
Наука и технологии [1993]Непознанное [3491]НЛО,уфология [1736]
Общество, в мире, новости [7944]Психология и отношения [42]Стихия, климат, экология [90]
Фильмы и видео [129]Частное мнения [45]Эзотерика и феномены [1979]
-->