11:11 Второй период реформации индуизма в неоиндуизм![]() |
ЧИТАЙТЕ ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ: Начальный период трансформации индуизма в неоиндуизм Рамакришна Парамахамса. Рамакришна Парамахамса (Гададхар Чаттопадхьяя, 1836–1886) родился близ Калькутты четвертым ребенком в обедневшей брахманской семье. В 1852 г. Рани Расмани, женщина, принадлежащая к касте шудр, основала в Дакшинешваре, рядом с Калькуттой, храм, посвященный богине Кали, и в 1856 г. Рамакришна стал жрецом этого храма, сделавшись впоследствии бхактой богини. Он отказывался от еды и сна, желая всегда видеть Кали, и был близок к самоубийству. После явления ему богини, Рамакришна периодически впадает в каталептический транс. Позже он много лет занимается различными видами индуистских, исламских и христианских мистических практик. Свами Тотапури посвящает Рамакришну в санньясины в г. Пури, Бхайрави Брахмани инициирует его в вамачару бенгальского тантризма, после чего он исполняет тантрическую садхану с 1861 по 1863 г. Последователи Рамакришны, представляя его учение на Западе, утверждали, что он практиковал в полном целомудрии и без участия женщины-шакти [1], но на самом деле у него была супруга-шакти, Шри Сарада Дэви, которую последователи Рамакришны называют его «духовной сестрой», чтобы поддержать аскетический образ своего гуру. В последние годы жизни Рамакришна обладает в Индии огромным духовным авторитетом, вокруг него складывается круг учеников, в основном выходцев из состоятельных семей и являющихся активными членами Брахмо самадж. В 1885 г. Рамакришна заболевает раком горла, а в следующем году он, после впадения в очередной каталептический транс, уже не выходит из него. Сам Рамакришна не оставил никаких письменных трудов, но его учение с некоторыми вариациями подробно было изложено его многочисленными учениками. В своем учении Рамакришна пытался примирить различные направления индуизма, а также реформаторское и традиционалистское течения. Не отвергая никаких установлений традиционного индуизма, Рамакришна настаивал на религиозном значении мирской и социальной работы. Занимаясь в прошлом мистическими практиками различных религий, утверждал, что: «Бог один, но имеет много аспектов, и что разные народы поклоняются одному Богу под разными именами и формами; что Бог и личен и безличен, и выше личного и выше безличного; что Он имеет и имя и форму, и в то же время не имеет ни имени, ни формы» [2]. Позже это утверждение было взято на вооружение неоиндуистскими миссионерами, распространяющими свои учения на Западе. Свами Вивекананда. Свами Вивекананда (Нарендранатха Датта, 1863–1902) родился в семье известного калькуттского адвоката, принадлежащего к касте, которая в Бенгалии считается кшатрийской. С детства достаточно скептически был настроен к индуизму, и с 10 лет обучаясь в Пресвитирианском колледже, впоследствии сохранил пиетет перед точными науками, и впоследствии, при обращении к собственной традиции, старался отыскать в ней то, что выполняло бы функции, аналогичные западной науке. Встречается с Рамакришной в 1881 г., во время мировоззренческого кризиса, и после пяти лет споров становится его учеником и принимает обеты санньясы. После смерти своего гуру он вместе с Шри Сарада Дэви возглавляет монашескую общину последователей Рамакришны. С 1888 по 1893 г. ведет жизнь бродячего садху, после отправляется в Чикаго на Первый всемирный парламент религий для проповеди учения своего учителя и приобретает там широкую известность. Вернувшись триумфатором в 1896 г. на родину, Вивекананда в следующем году основал религиозно-общественную организацию Миссия Рамакришны, которая активно занимается проповеднической, просветительской и благотворительной деятельностью. Поиск функциональных эквивалентов западной науки в родной традиции приводит Вивекананду к значительной рационализации веданты, которая рассматривается им как духовное дополнение ему материалистической науки, но приоритет остается за ведантой: «выводы современной науки – это те же выводы, что веданта достигла в отдаленные эпохи, но в современной науке они записаны на языке материи» [3]. Также, Вивекананда, развивая мысли своего учителя, стоит у истоков неоведанты, согласно которой все религии равны, но самая «равная» из них – Санатана Дхарма, соединение адвайта-веданты и шактизма. Из представления тождественности человека Богу делается нетипичный для традиционного индуизма вывод, что если каждый человек – Бог, то служение человеку является истинным богослужением. Вместе с тем, этика понимается Вивеканандой с позиций традиционного индуизма: «Зло – железная цепь, добро – золотая, но то и другое цепи … Используем золотую цепь, чтобы избавиться от цепи железной, а затем выбросим обе» [4]. Вивекананда рационализирует моральное поведение – осознание своего единства с ближними в Абсолюте не позволяет вредить им, поскольку это аналогично нанесению вреда самому себе: «Когда вы будете видеть Бога в человеке, все, даже тигр, станет для вас желанным гостем. Все, что придет к вам, будет Богом в разных формах … нашей собственной душой, играющей с нами»[5]. В отличие от Рамакришны, не обращавшего внимания на кастовость в связи со служением Богу, Вивекананда переосмысливает институт варнашрамы: «Нынешняя каста – это не настоящая джати и является препятствием к ее развитию … Задача Индии состоит не в том, чтобы бороться с институтом касты … а в том, чтобы возродить его в истинном значении … Вы должны беспрерывно прогрессировать, и от высшего человека до низшего парии каждый в этой стране должен стараться стать идеальным брахманом» [6]. У Вивекананды возникает чувство уникальности судьбы Индии в истории мира, высшей миссии, в которой его родная страна призвана исполнить роль интегрирующего элемента в синтезе различных культур, наук и религий. Сочетание тенденции к синтезу с утверждением исключительности индуизма отразилось и на организационном уровне в деятельности Миссии Рамакришны – ее цели на Западе и в Индии изначально отличались друг от друга. На Западе необходимо было сеять семена индийского духа, а в Индии – поднимать уровень жизни населения, оказывая ему социальную помощь. Духовный контроль над Миссией осуществлял индуистский монастырь (матх - хижина; келья), в котором предполагалось сохранить традиции индийского монашества, а санньясины составляли ядро миссионерского корпуса Миссии. Организационная структура Миссии отражала неплохое знакомство Вивекананды с религиозными организациями Запада, поэтому новый орден санньясинов приобрел черты, нехарактерные для индуистской традиции – централизованное управление, филантропическую деятельность. Вместе с тем Вивекананда сохранил в Миссии характерные черты индуизма – отсутствие строго регламентированной и общепринятой духовной практики и явное отсутствие единого догматического учения. Помимо проповедничества веданты, Вивекананда являлся проповедником тантры, предписывая поклонение божеству как Кали: «Я поклоняюсь Ужасающей! Ошибочно полагать, что всеми людьми движет только тяга к наслаждению. Столь же многие имеют врожденную тягу к мукам. Будем же поклоняться Ужасу ради него самого. Немногие дерзали поклоняться Смерти, или Кали! Будем же поклоняться Смерти!» [7]. Также он утверждал, что в Абсолюте одинаково содержится злое и доброе начало и предлагал своим последователям поклонение злу: «Кто может утверждать, что Бог не может проявлять себя в виде Зла, как и в виде Добра? Но только индуист осмеливается поклоняться Ему как Злу» [8]. В настоящее время в Индии действует около 80–90 отделений Миссии Рамакришны, за рубежом – около 40 (с 1991 г. одно из них на территории России). Ядром Миссии является орден санньясинов, центром которого служит матх Вивекананды в Белуре, возле Калькутты [9]. Шри Ауробиндо. Шри Ауробиндо Гхош (1870–1950) родился в Калькутте, в семье врача. В пятилетнем возрасте поступил в закрытую английскую школу, через два года был отправлен на обучение в Великобританию, где окончил Кембриджский университет. Вернувшись в 1893 г. в Индию, и владея после обучения несколькими европейскими современными и классическими языками, он изучает индийские языки, культуру и религии. На мировоззрение Ауробиндо огромное влияние оказала неоведанта Свами Вивекананды. Позже он примыкает к национально-религиозному движению, становится террористом, создает сеть тайных кружков, а после 1910 г. сбегает на территорию Тамилнада и, оказавшись вне досягаемости английских колониальных властей, основывает ашрам в Путтучери, на территории, контролируемой французами. С Шри Ауробиндо могут видеться только немногие из его ближайших сподвижников и его супруга-шакти – французская еврейка Мирра Ришар, которую последователи Ауробиндо называют «Мать» и которой поклоняются как зримой богине Кали. Фактически всеми делами ашрама в Путтучери управляла Ришар, а в 1968 г. она основала второй центр ауробиндовского движения – недалеко от ашрама Шри Ауробиндо был построен Ауровилль, модель «города будущего». Письменное наследие Шри Ауробиндо составляет десятки томов. В своем учении, которое было названо интегральной йогой, он пытается примирить материализм и идеализм, позитивизм и мистицизм, используя элементы различных индуистских и западных доктрин – веданту, шактизм, йогу, оккультизм, немецкую классическую философию. Как и Вивекананда, Ауробиндо утверждает, что «не следует презирать силу или отвращаться от нее из-за уродства некоторых ее проявлений, не следует думать, что Бог – это только любовь» [10]. сноски 1. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М., 1994. С. 114 2. Философия йоги. – М., 2006. С. 17 («Рамакришна Катхамрита») 3. Цит. по: Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М., 1994 С. 89 4. Цит. по: Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М., 1994. С. 99 5. Философия йоги. – М., 2006. С. 530 («Практическая веданта. Часть 2») 6. Цит. по: Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М., 1994. С. 101 7. Цит. по: Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. – М., 1998. С. 278 8. Цит. по: Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. – М., 1998. С. 278 9. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2003. С. 294 10. Шри Ауробиндо. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. – Л., 1991. С. 76 Мурзайкин В.В., науч. руководитель Солодков А.И. Индуизм и его трансформация в неоиндуизм |
|
Всего комментариев: 7 | ||||||
| ||||||
По этой теме смотрите:

ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3946] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4749] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7796] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4913] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [766] | Гипотезы и прогнозы [4317] | Дом,сад,кулинария [41] |
Животные и растения [2627] | Здоровье и красота [5388] | Интересности и юмор [3609] |
История и археология [3521] | Космос, астрономия [1788] | Мир вокруг нас [1782] |
Наука и технологии [1973] | Непознанное [3432] | НЛО,уфология [1733] |
Общество, в мире, новости [7709] | Психология и отношения [26] | Стихия, климат, экология [40] |
Фильмы и видео [74] | Частное мнения [29] | Эзотерика и феномены [1970] |