Воскресенье, 05.01.2020, 14:01
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

00:26
Постмодернизм и неоиндуизм как единое пространство пост-культуры
В этой статье будет предпринята попытка доказать, что неоиндуизм является частным процессом феномена пост-культуры, что и делает его родственным с постмодернизмом явлением.

Для выявления общих сторон в двух феноменах, вспомним сущностные стороны постмодерна. Ими являются смешение стилей, эклектизм; отказ от построения системы, логико-категорической организации мысли и принятие в качестве дискурса внерациональной словесной текучести; отход от дихотомии духовное - телесное, священное - мирское, этическое - аморальное, истинное - ложное; антисистематизм; адогматизм; самоутверждение личности в свободе творчества. Если постмодернизм - это устоявшийся термин, употребление которого не вызывает столь много разнотолков, применение понятия неоиндуизм нуждается в прояснении. Как и со всяким научным нововведением здесь наблюдается два уровня его узуса - профанный и академический. В академических западных кругах неоиндуизм отождествляется с комплексом направлений индийской мысли, ставящими своей целью апологетику современной Индии и её самоактуализацию через применение своего философского наследия в области морали. Я бы ещё добавил к этому определению такие свойства, как радикализм в области своей традиции, готовность её менять ради самоактуализации, а также принципиальную бесформенность. Неоиндуизм - историческое явление, начавшееся с конца XIX века, и собирающее таких представителей, как Свами Вивекананда, С.Радхакришнан, Д.Кришнамурти, Шри Ауробиндо, а в уже наши дни О.Раджниш, а также, в меньшей степени, Махариши Махеш Йоги, Шри Чинмой, Нирмала Дэви. Несомненно, не все из них разделяют все признаки постмодернизма. Поэтому мы будем рассматривать каждого в отдельности, указывая на те или иные признаки пост-культуры. На нынешнем этапе исследования, готовы характеристики О.Раджниш и Дж.Кришнамурти. По мере продолжения работы, будут проанализированы и другие предстаители. Всех их объединяет главная характеристика постмодернизма, обнаруживаемая и в неоиндуизме. Это его эклектичность, признание равноправия разных стилей, направлений, возможности их смешения, принципиальная адогматичность этих ходов человеческой мысли. Кто-то может возразить, указав на то, что открытость - это признак, унаследованный неоиндуизмом от индуизма. Моя позиция заключается в том, что так называемая открытость индуизма, выраженная в расхожем выражении йата мата тата пата является не более чем уровнем рассуждения вйавахврика, т.е. областью мнения. Ортодоксальные даршаны (школы) известны своей принципиальностью, а традиция спора в древней Индии известна тем, что побеждённый должен был принять точку зрения противника. Другое дело, что одна школа не утверждала, что всех других ждёт сера и огонь, допускалась плюралистичность идей, но когда дело доходило до конечной формулировки абсолютной истины, сиддханты, здесь мудрецы были непримиримы. Таким образом, нечёткость границ, признание истинности противоречивых утверждений - это скорее признак эпистемологии пост-культуры, частью которой и выступает неоиндуизм.

Следующее, что, пожалуй, объединяет не в меньшей степени этих мыслителей, это утверждение абсолютной ценности свободы жизни человека. Если в классическом индуизме свобода понималась как освобождение от физической телесности(мокша), то здесь свобода - это состояние в самой жизни, самоценное и не обусловленное догмами.

Профанное определение неоиндуизма - это учения, пришедшие из Индии в XX веке в Европу. Сам факт, что западные люди начинают следовать учениям вишнуизма, тантризма, шактизма, шиваизма заставляет называть эти направления неоиндуизмом. Я полагаю, что термин неоиндуизм применим к индийскому экспорту настолько, насколько в конкретных направлениях осуществляется отход от традиции, её реформа в сторону уже вышеуказанных черт пост-культуры. Если же происходит трансплантация какого-то течения на западную почву, то аффикс нео я не считаю пригодным, так как произошёл лишь перенос какого-то давно устоявшегося учения в новые условия, при этом ранее существовавшие принципы остались без изменения (напрмример, основание в Нью-Йорке Международного общества сознания Кришны А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896 - 1977), а также же деятельность ряда более мелких вишнуитских, шиваитских и шактистских течений в Европе и Америке). Причина появления этих школ и направлений связана либо с их внутренней динамикой развития, либо с процессами глобализации, либо с тем и с другим вместе. Изменения, принесённые руководителями подобных организаций носят структурный характер, при этом сохраняется ортодоксальность и приверженность традиционным догмам (вегетарианская диета, гендерные ограничения и пр., часто брахманисткие правила). Всё это отличает эти движения от, действительно, неоиндуизма, имеющего такие признаки, как уход от авторитета, ценность жизненной свободы, адогматичность, бесформенность. Олицетворяют неоиндуизм конкретные личности-реформаторы, с их индивидуальными особенностями, поэтому мы рассмотрим их по отдельности, так как их тоже не засунешь в один мешок.

За Д.Кришнамурти (1895-1986) закрепился образ человека отказавшегося от роли Учителя и Мессии, вместе с тем его длительная наставническая деятельность позволяет вынести некоторые суждения о нём, как о представителе неоиндуизма.

Противник логического метода, системности, его подходом было озарение, попытка непосредственного видения истины. Кришнамурти считает подчинение авторитету вредным и не видит заданных путей постижения истины. Сколько религий - столько тюремных клеток. Необходимо освободить человека от догм, условностей: "Знания, вера, убеждения, умозаключения и опыт - всё это препятствия для истины". Полнота человека - в его пустоте. Теории только создают препятствия. Есть только жизнь и реакция на неё и это истина. В этих суждениях ясно улавливаются пост-мотивы абсурдности, иррационального, бессистемного, контрадикторного: "Искать истину - значит отрицать истину", "Никакой идеологии - тоже идеология". Кришнамурти выступает против норм, стандартов, дисциплины, формы. Человек пустой изнутри ищёт внешних форм - искусство, красоту и тем самым бежит от себя. В своей жизни Дж.Кришнамурти последовательно заставил своих поклонников пережить крушение их надежд связанное с его мессианством, распустив теософский "Орден звезды", организованный для Учителя Мира А.Безант.

Вместо обоснованного ответа на философские вопросы о смысле жизни учитель предпочитает отвечать метафорически: "Жизнь… зелёный листок, и увядший листок". Исходя из этого и других признаков, исследователь Г.Померанц также приходит к выводу, что способ мышления Кришнамурти импульсивен, "не укладывается в логическую систему и с точки зрения дисциплинированного ума крайне противоречив".

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш, 1931-1990) - один из ярких представителей неоиндуизма и пост-культуры. Он полагал, что в жизни важную роль в познании играет личный опыт индивида и его самоутверждение: "Бог… создан Вашим воображением". Истина - вне конкретных форм, установок, вербальных формулировок, практик, логики, а её постижение осуществляется хаотическим, а не систематическим методом: "Чем больше вы погружаетесь в язык, тем больше мёртвым он вас делает… отбросьте все мантры, все техники. Позвольте существовать моментам без слов". Не только вербальная форма вымысел и обман, конкретные традиции - это лишь временная форма, тексты - условны, в конечном счёте, христианин должен забыть Библию, индус свою Гиту, последователь Ошо - тому, чего учил Бхагаван: "У меня нет системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я - бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера". Форма не важна как самому учению, так и объекту, Бог у Ошо - это всё, "…это то, что здесь и сейчас. Эти деревья, этот ветер, облака, это небо, вы, я - вот что такое Бог".

Нет ни формы, ни метода познания, есть только то, что есть, а всё, что есть - это вымысел. Не стоит рационально пытаться осмыслить это, или через призму какой-то традиции, так как учение Ошо - антирационально и антитрадиционно. Он призывает делать то, что исходит из чувства, течёт из сердца: "Никогда не следуйте разуму…не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения". Если раджниешизм против рационально-логического познания, может, нужна вера? Нет, вера - это тоже барьер, должна быть просто жизнь. Тот, кто живёт, не заботится о приличии, не уважает общество, для него всё естественно (видимо, поэтому ашрамы Бхагавана становились объектом критики за антиобщественную деятельность: промискуитет, обвинения в правонарушении и т.д.).

Что касается своих противоречивых высказываний, которые Ошо называет "совместимых несовместимостями", то в свете алогического подхода они не представляются чем-то необычным.

Возможно, что Раджниш ещё преподавая в университете Джабалпура напрямую познакомился с предтечами постмодернизма и они оказали на него своё влияние. На эту мысль наводят некоторые его высказывания, имеющие оттенок философии жизни: "Не задавайте философских вопросов… На них невозможно ответить. Не задавайте метафизических вопросов. Например, на вопрос "Кто создал мир?" нельзя дать ответ. Он абсурден… Задавайте личные, интимные, экзистенциальные вопросы". Признание важности личностного бытия, личной интерпретации, реализации собственного понимания продолжает тему самоутверждения. Ошо интересует только то, что говорит он сам, текст он применяет только, чтобы подтвердить свою свободу выбора - "Иисус, Кришна. Будда, Лао-Цзы - я приспосабливаю их к себе".

Также можно говорить о свободном принятии Ошо разных элементов других учений, смешении стилей. Так, его утверждение о том, что он учит антидоктринальному, антифилософскому, антиинтеллектуальному опыту походит на сентенции дзена: "Как быть: просто тому как быть. Тому как быть здесь и сейчас". Не следует считать, что он дзенец, в разные времена Ошо мог доказывать преимущество христианства, суфизма, хасидизма, даосизма, дзэна, тантризма над всеми другими практиками. Сам он называл свой эксперимент по смешению религий и философией уникальным и сравнивал его с составлением букета: "… цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать - свести воедино все цветы тантры, йоги, Дао, суфизма, дзэна, хасидизма, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, джайнизма…"

Таким образом, о Дж.Кришнамурти и Ошо Раджниш можно сделать вывод, что их творчество имеет отдалённые индийские мотивы, но по сути принадлежит современной ситуации пост-культуры и поэтому имеет больше прав называться неоиндуизмом.

Ещё, что нам позволяет относить неоиндуизм к пост-культуре, так это саморефлексия самой традиции, которая предрекает своё вырождение в четвёртый космический цикл, Кали-йугу (Бхагавата Пурана, 12.2; Матсйа Пурана). Первые три эпохи (Сатйа, Двапара и Трета) по убыванию отходили от традиции, хотя по сравнению с нынешней ситуацией Кали-йуги, все они представляются идеальными. Оставление традиции сопоставимо с гуманитарными и естественнонаучными моделями. С гуманитарной точки зрения, как пишет Р.Генон: "…развитие всякого проявления с необходимостью предполагает всё большее и большее удаление от принципа". Удаление происходит от традиционного типа культуры по направлению к состоянию пост-традиционному, или пост-культуре. И неоиндуизм, и постмодернизм характеризуются антитрадиционным духом и выступают в данном случае частными процессами одной тенденции.

А.С.Тимощук
Постмодернизм и неоиндуизм как единое пространство пост-культуры



Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Прогнозы ученых,исследования | Просмотров: 453 | Добавил: mogilevec| | Теги: религии, Индия, Язычество, индуизм, новое время, неоиндуизм, история, веды, философия, модернизм | Рейтинг: 3.1/21

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3946]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4749]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7796]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4913]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [766]Гипотезы и прогнозы [4317]Дом,сад,кулинария [41]
Животные и растения [2627]Здоровье и красота [5388]Интересности и юмор [3609]
История и археология [3521]Космос, астрономия [1788]Мир вокруг нас [1782]
Наука и технологии [1973]Непознанное [3432]НЛО,уфология [1733]
Общество, в мире, новости [7709]Психология и отношения [26]Стихия, климат, экология [40]
Фильмы и видео [74]Частное мнения [29]Эзотерика и феномены [1970]
-->