В дни Пасхи российские паломники устремляются в Израиль, где случились события, связанные с Воскресением Христовым. Пасхальным святыням можно поклониться и в Новом Иерусалиме — патриарх Никон создал в Подмоковье копию библейской Палестины. Иерусалим — самый важный город для христиан всего мира. Здесь произошли события, о которых рассказывает Священное писание. Отсюда распространилась христианская вера, провозгласившая единого Бога. В дни празднования Пасхи львиную долю гостей Израиля составляют религиозные путешественники, прибывшие из многих стран. Судя по звучащей повсюду русской речи, на которой говорят участники экскурсионных групп, значительная часть паломников — россияне.
Удивительно: все эпизоды Страстной недели произошли на небольшой территории, обойти которую можно за несколько часов. Масличная гора и место суда над Иисусом, тюрьма и Судные врата, Голгофа и место захоронения — все находится рядом. От волнения немного кружится голова — трудно поверить, что на малом кусочке земли располагаются главные библейские святыни, которые можно рассматривать своими глазами, а где-то даже и трогать руками.
Гефсимания Масличная, или Елеонская гора находится за крепостными стенами Старого города, в арабской части Иерусалима, в десяти минутах ходьбы к северу от Шхемских ворот. На этой горе в Гефсиманском саду Иисус молился перед тем, как был арестован римскими солдатами. Здесь подошел к нему Иуда с коварным поцелуем, отсюда трусливо бежали ученики Сына Божьего. С вершины этой горы вознесся Иисус на сороковой день после Воскресения.
На Масличной горе стоят творения архитектора Антонио Берлуции — церковь плача Господня с воплощенными в камне евангельскими сюжетами и базилика мук Христовых, напоминающая о страданиях Иисуса. Над этими строениями, притягивая взгляд золотыми куполами, возвышается русская православная церковь Марии Магдалины. В ней захоронены останки Великой княгини Елизаветы Федоровны, убитой в 1918 году в Алапаевске и причисленной к лику православных святых.
В темнице
Греческая православная церковь стоит над пещерой, где находилась мрачная тюрьма, в которой содержались в ожидании приговора Иисус Христос и разбойник Варавва. От бывшего застенка сохранилось несколько полутемных помещений. В хмурое подземелье, служившее некогда темницей, паломники спускаются по неровным, выщербленным ступеням. Каждый из них с замиранием сердца думает о том, что по этой лестнице ходил приговоренный к казни Христос.
В круглом склепе с каменными скамьями в стену вделаны железные кольца — к ним приковывались узники. Темница Иисуса представляет собой комнатушку с каменным сиденьем, в котором проделаны отверстия для ног. В эти дыры вставляли ноги заключенного и связывали их внизу, чтобы у него не было возможности убежать. В таком положении Спаситель провел ночь перед казнью на кресте.
Скорбный путь
Виа Долороза, или Скорбный путь, — это дорога, по которой шел Иисус от Претории — места приговора — до Голгофы, где он был распят. На всем протяжении Крестного пути канонизировано четырнадцать «станций» — остановок Иисуса, идущего на смерть. Все конкретно и определенно. Здесь его подвергли бичеванию и возложили ему на голову терновый венец. Там он упал в первый раз. На этом месте — встретился с матерью и передал ненадолго свой крест доброму человеку Симону Киринеянину.
На следующей «станции» подошла к нему блудница по имени Вероника и вытерла пот и кровь с чела его. Затем он упал вторично, но нашел в себе силы побеседовать с женщинами Иерусалима. «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места. Язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем», — сказано в книге пророка Исаии.
За последним порогом
Российскому государству принадлежит место последней остановки Христа перед Голгофой — Судные врата. Согласно римскому праву, перед этими воротами преступникам зачитывали окончательный приговор. В 1859 году Россия выкупила участок земли в центре Иерусалима. В честь Александра Невского архимандрит Антонин Капустин назвал это место Александровским подворьем. Расчищая территорию под строительство приюта, рабочие обнаружили остатки древней стены и отдельно стоящей арки.
Судя по всему, это и был порог древних ворот, через которые переступал Иисус Христос в последние часы своей земной жизни. В Александровском подворье чувствуешь себя как дома. Все надписи составлены на русском языке. Послушницы и монахини носят платья сестер милосердия — они состоят в императорском сестричестве, основанном в России до революции.
Голгофа
Ступив в храм Гроба Господня и поднявшись по лестнице с правой стороны от входа, попадаешь непосредственно на Голгофу. Место, где стояло распятие, отмечено серебряным диском с отверстием посередине. Внизу — Камень помазания, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста. А посреди храма стоит Кувуклия — небольшая часовня, воздвигнутая над пещерой, в которой лежало тело Христа до момента вознесения. К маленькой дверце тянется очередь желающих попасть внутрь — перекреститься и освятить нательные крестики, иконки, медальоны.
Экскурсоводы объясняют туристам: «Можете даже не разворачивать ваши покупки. Сила божественной эманации здесь так велика, что проникнет и через бумагу, и через целлофан». В Страстную субботу греческий патриарх заходит в Кувуклию и молит о чуде схождения Благодатного огня.
Куличи и яйца
В храмах Московского патриархата в Иерусалиме Пасха отмечается по привычным для православных канонам. В Великую пятницу вокруг Троицкого собора Русской Духовной миссии движется крестный ход с плащаницей, на которой изображен Христос, лежащий в гробу. Освящаются куличи и крашеные яйца, готовятся блюда для воскресного разговления, люди при встрече христосуются друг с другом. Следует только иметь в виду, что с началом Страстной недели в Иерусалиме храмы и монастыри, хостелы и отели заполняются многочисленными паломниками.
Почти нереально попасть в сам храм Гроба Господня — его вместительность в сотни раз меньше, чем число желающих стать свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Ничего удивительного, ведь в этот момент верующие душой ощущают связь с библейской историей.
Библейские святыни на русской земле
Расположенный в городе Истра, в 65 километрах от российской столицы, Новый Иерусалим интересен тем, что здесь воспроизведены христианские святыни далекой Палестины. Но если в израильском Иерусалиме места деяний Христа разбросаны на большом расстоянии одно от другого, то всю российскую Палестину можно окинуть взором с купола Воскресенского собора. Холм к востоку от монастыря называется Елеон, бывший девичий монастырь на западе — Вифания, на севере находятся гора Фавор и деревня Капернаум.
Быстрая речка Истра стала рекой Иордан. К Сионскому холму прилегает Гефсиманский сад с искусственными прудами и протоками — один из ранних памятников русской ландшафтной архитектуры. На новоиерусалимской Голгофе установлено распятие — семиконечный кипарисовый крест с резным изображением Спасителя.
Копия храма
В середине XVII века патриарх Никон приобрел земли по реке Истре. На них он решил разместить копии библейских святынь. Никон отправил иеромонаха Арсения Суханова в Палестину, где произошли события, изложенные в Священном Писании. В течение двух лет посланник делал обмеры. Он привез в Россию гравюры, планы, зарисовки и кипарисовую модель храма Гроба Господня. Эта модель легла в основу строящегося Воскресенского собора, который задумывался как образ и подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Церковь получилась яркой, праздничной и многообъемной. Так же, как и в храме Гроба Господня, в Воскресенском соборе есть своя Кувуклия — часовня, под которой был похоронен Иисус. Есть и копия Камня помазания, куда ученики положили тело Иисуса, чтобы перед захоронением умастить его миром и обвить плащаницей.
Подземная церковь
Согласно замыслу патриарха Никона, Новый Иерусалим должен был воплотить идею «райского града» и утвердить мысль о первенстве Русского государства в христианском мире. Стремление к точному воссозданию палестинских святынь выразилось и в том, что одну из частей Воскресенского собора — церковь Константина и Елены — поместили на шестиметровую глубину. Это единственная церковь в России, купола которой расположены на высоте роста человека.
Почему было принято решение сделать именно так? Дело в том, что палестинский прототип тоже построен в углублении, символизирующей расщелину, на дне которой императрица Елена нашла остатки распятия Христа. Патриарх Никон стремился в точности скопировать святыню, потому и в российском Новом Иерусалиме возвели удивительную подземную церковь.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.