Эта телепрограмма объединяла большую страну даже в те годы, когда ее уже
ничего не объединяло. Сменяли друг друга генсеки и президенты, а она
оставалась. И всенародно избранной была именно она — "Голубой огонек".
Собственно, ее история — это история СССР и России. И сегодня хотелось
бы вспомнить те забавные моменты, которые по разным причинам не вошли в
новогодний эфир или же, наоборот, сделали его незабываемым…
Какой же Новый год без… телевизора? Даже сейчас,
спустя более полувека с той поры, как голубой экран осветил радостью
советские квартиры, он остается неизменным праздничным атрибутом. В
течение долгих лет вечером 31 декабря все граждане замирали перед
черно-белым телевизором в ожидании поистине доброго и искреннего
«Голубого огонька» с радушными ведущими, веселыми песнями, конфетти и
серпантином...
Версия, как появился "Огонек", такая: в 1962 году главному редактору
музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать
музыкально-развлекательную программу. Тогда, в начале 60-х, власть
поняла значимость телевидения.
В 1960 году вышло постановление ЦК "О дальнейшем развитии советского
телевидения", в котором это самое телевидение провозглашалось "важным
средством коммунистического воспитания народных масс в духе
марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной
идеологии".
Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать
развлекательную передачу, то справиться с этим никто не мог. Тогда
кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея
Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился — правда, тут же об
этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Сценарист,
накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумал форму кабачка, куда
актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные
истории......
Главной характерной чертой «Голубых огоньков» была непринуждённая
атмосфера, созданная при помощи серпантина, «Советского шампанского» и
угощений, расставленных на столиках гостей.
В первый год «Голубой огонек» начали выпускать настолько активно, что он
выходил аж еженедельно, но потом и задор создателей несколько иссяк, и
другие программы начали появляться одна за другой. А за «Голубым
огоньком» закрепилась роль главной развлекательной программы страны,
которая в Новый год создавала людям настроение на весь год вперед.
Впервые в новогоднюю ночь «Огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 года.
На протяжении первых десяти лет его существования создатели «Голубого
огонька» придумали и освоили все то, чем живет нынешнее развлекательное
телевидение. Разница только в техническом исполнении, но идеи и
наполнение остались прежними. В том, что показывали в новогодних
«Огоньках» сорок с лишним лет назад, легко можно разглядеть отдельные
черты и целые передачи сегодняшнего телевидения.
Хочется рассказать и о появлении такого странного названия – «Голубой
огонек». Им телепередача обязана черно-белому телевизору. К началу 60-х
годов огромный деревянный ящик с маленьким экраном постепенно ушел в
прошлое. Александровский радиозавод начал выпуск «Рекордов». Кинескоп у
них значительно отличался от своих предшественников. От модели к модели
он увеличивался в размерах, а его изображение – хотя и осталось
черно-белым, но у экрана появилось голубоватое свечение. Именно поэтому
появилось непонятное для нынешней молодежи название.
Создатели вполне логично предположили, что если программа выходит в
конце года, то и звучать в ней должны лучшие песни, исполненные в этом
году. Конкуренция за место в составе среди исполнителей была такой, что в
одном из первых выпусков даже Людмилу Зыкину с песней «Течет река
Волга» показали лишь небольшим отрывком.
Первыми ведущими «Голубого огонька» были актер Михаил Ножкин и певица
Эльмира Урузбаева. Именно с Эльмирой в одном из первых выпусков передачи
случился непредвиденный казус. И всему виной – неумение работать с
фонограммой.
В прямом эфире «Голубого огонька» Урузбаева, исполняя песню, подошла к
одному из столиков музыкального кафе. Кто-то из приглашенных гостей
протянул ей бокал с шампанским. Певица, растерявшись от неожиданности,
взяла бокал в руку, отпила глоток и, вдобавок поперхнувшись,
раскашлялась.
Пока происходило это действие, фонограмма продолжала звучать. После
трансляции передачи телевидение завалили письмами удивленные
телезрители. Не привыкшие к фонограмме, они не переставали задавать один
и тот же вопрос: «Как можно пить и одновременно исполнять песню? Или
это вовсе не Урузбаева поет? Если это так, то какая же она певица?!».
Жанровый расклад был разный: зрителя угощали даже оперными номерами, но
уже тогда редкий «Огонек» обходился без Эдиты Пьехи. А Иосиф Кобзон и в
60-х почти ничем не отличался от себя нынешнего. Он был везде и пел обо
всем. Хотя иногда еще позволял себе эксперименты: так, в одном из
«Огоньков», исполняя сверхактуальную песню «Куба — любовь моя!», Кобзон
предстал... с бородой а-ля Че Гевара и автоматом в руках!
Пропустить передачу было не мыслимо — не повторяли. Конечно, «Огонёк»
так бы и остался смутным впечатлением детства, если бы не сохранившиеся
записи. Думаю, киноплёнка — лучшее изобретение ушедшего века, и
оставлены те кадры нам в упрёк — как мы, нынешние, низко пали!
Звезды на экране
Как и сегодня, в 60-х изюминкой телеугощения были звезды. Правда, звезды
в те времена были иные, и дорогу к славе они себе прокладывали
по-другому.
Ни один новогодний «Голубой огонек» не обходился без космонавтов, а Юрий
Гагарин до самой гибели был главным персонажем телевизионных
праздников. Причем космонавты не просто сидели, а активно участвовали в
шоу.
Так, в 1965 году совсем недавно вернувшиеся с орбиты Павел Беляев и
Алексей Леонов изображали телеоператоров, снимающих, как поет молодая
Лариса Мондрус. А Юрий Гагарин ходил по студии с наимоднейшей ручной
кинокамерой. Леонов в завершении сюжета еще и станцевал с Мондрус твист.
Смотря сегодня «Огоньки» 60-х, можно даже проследить, как рос в звании
космонавт номер один. Сначала он появлялся в кителе с погонами майора,
потом — подполковника, а затем и полковника. Это сейчас космонавт —
всего лишь одна из профессий, а тогда на них смотрели как на героев.
Если Гагарин или Титов что-то говорили, никто пошевелиться не смел, все
слушали с открытыми ртами.
Сейчас нет человека, который мог бы сравниться по народному обожанию с
Гагариным в 60-х. Поэтому космонавты на новогодних «Огоньках» всегда
были желанными гостями. И лишь 1969 год, первый после гибели Юрия
Алексеевича, встречали без космонавтов.
Постепенно «Голубые огоньки» становятся искусственными, как многие
новогодние елки. С появлением записи программу стали снимать частями:
участники и гости сидели за столиками и хлопали исполнителю номера так,
как будто они его только что видели, хотя номер записывался в другой
день.
Сначала на столиках стояли настоящее шампанское (или хотя бы настоящие
чай и кофе) и свежие фрукты. Потом уже наливали лимонад или подкрашенную
воду. А фрукты и сладости уже были из папье-маше. После того как кто-то
сломал зуб, участников «Голубого огонька» предупреждали, чтобы они не
пытались ничего откусить.
В 70-е массовка в зале соответствовала времени: например, за столиками
могли сидеть девушки из Министерства сельского хозяйства. В «Голубом
огоньке» возникли первые клипы, хотя тогда никто не подозревал, что это
так называется. При отсутствии желтой прессы и светской хроники люди
узнавали о событиях в личной жизни кумиров из «Огоньков». Муслим
Магомаев и Тамара Синявская поженились в ноябре 1974 года и вскоре спели
в новогоднем «Огоньке» дуэтом. Так страна поняла, что они стали мужем и
женой.
В 70-е годы председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин. При нем
запрещалось выходить на экран мужчинам в кожаном пиджаке, в джинсах, без
галстука, с бородой и усами, женщинам — в платье на шнуровке, в брючных
костюмах, с декольте и с бриллиантами.
Валерия Леонтьева в его облегающих костюмах вырезали из программ.
Остальных вырезали по иным соображениям. Степист Владимир Кирсанов
вспоминал, как в середине 70-х танцевал с супругой на «Огоньке» под
песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя
танцующего под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что причиной была
нелюбовь руководства телевидения к Мартынову, а Кирсанову объяснили:
«Скажи спасибо, что тебя оставили в эфире».
Юмористы
Встречать Новый год в приподнятом настроении уже тогда помогали
юмористы. Фронтменом жанра был Аркадий Райкин, участник такой же
обязательный, как сегодня Иван Ургант.
Сверхпопулярны были два дуэта: Тарапунька и Штепсель, умудрявшиеся и на
новогодней сцене «пропесочивать» бюрократизм, и Миров и Новицкий,
шутившие не слишком мудрено, зато актуально.
Так, в 1964 году они откликнулись на жутко модную тему «Кибернетика».
Настоящим ветеранам новогоднего шоу — Эдите Пьехе, Иосифу Кобзону, Алле
Пугачевой, Муслиму Магомаеву, Софии Ротару — позволялось исполнять по
две и даже три песни подряд.
Иностранные шлягеры были в диковинку и то в исполнении отечественных звезд.
Невозможно было представить «Огонек» и без юмористических миниатюр.
Особо ценились в 70-е годы советские юмористы, такие как Хазанов с его
вечным студентом кулинарного техникума.
Мода исполнять песни из любимых старых фильмов родилась тоже не в наши дни.
В «Огоньке» на встрече 1965 года в честь 20-летия картины «Небесный
тихоход» сыгравшие главных героев фильма Николай Крючков, Василий
Нещипленко и Василий Меркурьев с большим успехом исполнили прямо в
студии «Первым делом самолеты» да еще привлекли к этому настоящих
армейских генералов.
А через несколько лет уже троица Никулин — Вицин — Моргунов устроила на
съемках эксцентрику по мотивам «Пес Барбос и необычный кросс».
КВН
Уже тогда Александр Масляков был лицом молодежного юмора, правда, лицом
куда более молодым, хотя интонации у него были те же самые, что и
сегодня. Юмор КВН был менее парадоксальным и ничуть не авангардным. А
популярного сегодня слова «кавээнщик» еще не употребляли, говорили:
«Песня в исполнении игроков КВН».
«Минута славы»
Смешные чудики были востребованы всегда, и даже суровое советское
телевидение ничего не могло с этим поделать. Правда, фрики были все же
не столь отвязные, как те, что сейчас участвуют в «Минуте славы», а «с
культурным уклоном». И показывать их показывали, но относились к ним без
восторга. Так, ведущий «Голубого огонька» в 1966 году молодой Евгений
Леонов напрямую отозвался о музыканте, игравшем смычком на пиле:
«Ненормальный, что ли?»
Но в 90-х годах телеканал «Россия» возрождает традицию «Голубого
огонька» и уже в 1997 году выходит выпуск, посвящённый 35-летию
программы. В наши дни на замену «Голубому огоньку» пришла еженедельная
передача под названием «Субботний вечер» (в роли телеведущего – Николай
Басков, а дуэт Маврикиевны и Никитичны замещает теперь дуо Новых Русских
Бабок).
Транслируется «вечер» на всё том же канале «Россия», главное отличие
передачи от «Голубого огонька» – это то, что гостями программы теперь
становятся исключительно звёзды отечественного «шоубиза». Кстати, на
замену «Новогоднему Голубому огоньку» пришёл «Голубой огонёк на
Шаболовке».
Вот так оно и бывает, оригинальное прошлое передачи ушло в историю и на
Youtube со словами «Не поминайте лихом»… Сейчас "Огонек", как и раньше,
состоит из песен и шуток. Его создатели говорят, что, поскольку канал
государственный, участники не имеют права шутить ниже пояса. Правда,
заметим, сам пояс уже давно опустился. В моде — заниженная талия.
В "Голубых огоньках" отражалась эпоха. Доярок и космонавтов за столиками
сменяли Слиска и Жириновский, а Пугачеву и Кобзона не сменил никто…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.